Как «Избёнка» стала «ВкусВилл» и перевернула рынок ритейла

Любовь Шелонина

Сегодня среди потребителей в тренде не только вкусная, но и полезная пища — всё больше людей стараются заботиться о своём здоровье и приобретать соответствующие продукты. 

Бренд «ВкусВилл» традиционно позиционирует себя как сеть магазинов здорового питания. Проекту предшествовали магазины «Избёнка», ассортиментом которых была натуральная молочная продукция.

Давайте вспомним, какой путь прошёл «ВкусВилл», проследим хронологию зарегистрированных товарных знаков и коснемся планов на будущее популярного российского бренда. Представители компании согласились пообщаться с нами и ответить на все интересующие нас вопросы. 

Как появилась идея создания магазина? 

История компании началась в 2009 году, когда основатель Андрей Кривенко искал свободную нишу для ведения бизнеса, так называемый «голубой океан». На тот момент им оказались натуральные молочные продукты. 

Первая торговая точка «Избёнка» открылась 12-го мая 2009 года в районе Строгино. Площадь магазина была около 10 квадратных метров, а персоналом выступал только один продавец-консультант. Ассортимент первых «Избёнок» был ограниченным. В дальнейшем в том же году были открыты еще четыре точки. 

В 2011 году у Совета Управляющих компании возникла идея открыть полноценный супермаркет, где были бы представлены все товарные категории, а не только молочка. Подобный запрос являлся как внутренним, так и исходящим от покупателей (на тот момент уже была налажена активная обратная связь с ними). Приверженцы здорового питания присылали просьбы и предложения об открытии полноценных магазинов, так как доверяли молочной продукции «Избёнок» и хотели иметь возможность покупать натуральную мясную продукцию, свежие фрукты и овощи, а также традиционный хлеб. 

Первые четыре «ВкусВилла» были открыты в июне 2012 года, и по формату они очень отличались от супермаркетов, которые были в то время. На больших площадях (для ассортимента тех дней) было представлено 600 товарных позиций, а в смене работало около восьми продавцов. «ВкусВилл» также предлагал продукты под собственной торговой маркой, и найти поставщиков для четырех магазинов было непросто. 

В 2014 году команда проанализировала подход к открытию «ВкусВиллов», их формату, глубоко проработала ассортимент, сократила площади торговых помещений. В то время технологи компании самостоятельно ездили по всей стране и искали надежных поставщиков. Постепенно «ВкусВиллы» начали развиватьси и открываться в Москве и Московской области. В 2015 году туда еженедельно за продуктами приходило около 100 тысяч покупателей. Затем последовала экспансия в регионы: Тула, Рязань, Калуга, Тверь, и т.д. 

В 2018 году запустился сервис доставки от «ВкусВилла» в пределах МКАД, а активный рост сервиса пришёлся на период пандемии в 2020 году. 

Сегодня «ВкусВилл» — это более 1350 магазинов в 73 городах России, самые дальние из которых находятся в Петрозаводске, Мурманске и Краснодарском крае. Также компания владеет 120 дарксторами (магазинами складского типа без доступа для покупателей, работающих на сборку онлайн-заказов). Ежедневно сервис доставки «ВкусВилла» доставляет более 330 тысяч заказов. Доля онлайн-заказов в конце 2022 года достигла 39%. «ВкусВилл» — лидер на рынке E-Grocery России по данным INFOLine-Аналитика за третий квартал, по итогам 2022 года компания занимает второе место. 

Продукты бренда также доступны в Китае и Дубае. Работает сервис доставки по всей России и странам СНГ. 

«ВкусВилл» разработал собственную систему управления компанией — Beyond Taylor, которая отличается доверием между сотрудниками на всех уровнях и горизонтальной структурой, состоящей из самоуправляемых команд. Например, в компании каждый сотрудник несет ответственность за свой блок задач, а как именно и как часто будут обсуждаться результаты, каждая команда устанавливает самостоятельно. При этом нет KPI — все построено на системе обещаний. Каждый сотрудник формулирует свое обещание, исходя из роли в команде и ожиданий от нее. И это же обещание позволяет оценить, насколько работа человека соответствует его компетенциям.

Сколько на данный момент у «ВкусВилла» зарегистрировано товарных знаков? 

На сегодняшний день у компании зарегистрирован 31 российский товарный знак и три международных. Товарные знаки регистрируются под действующие проекты во «ВкусВилле».  

История регистрации товарных знаков бренда 

Первый товарный знак «Избёнка» в чёрно-белом цвете был зарегистрирован в 2012 году. В 2013 году компания зарегистрировала товарные знаки «ВКУСВИЛЛ» и «VKUSVILL», также в чёрно-белом цвете. В 2014 году черно-белая палитра претерпевает изменения, и регистрируется товарный знак «Избёнка», написанный белым шрифтом на зелёном фоне. В 2016 году проходит регистрацию товарный знак «ВкусВилл» в зелёном и черно-белых цветах, к нему добавляются жизнерадостные волны в качестве изобразительного элемента. Три года спустя появляется «ВкусВилл», зарегистрированный в корпоративном цвете. 

А в 2021 году компания проходит через ребрендинг и регистрирует несколько товарных знаков согласно обновленной концепции. 

«Как в природе нет двух одинаковых яблок, так и в новом логотипе “ВкусВилла” нет двух одинаковых букв. Ритмичная и намеренно немного “неправильная” типографика хорошо передаёт концепцию бренда “ВкусВилл”, который выгодно выделяется среди “зелёных” компаний своей непохожестью. В основе концепции фирменного стиля лежит идея коммуникации и включённых отношений, выражающаяся в общении магазина и покупателя, продуктов и покупателя, покупателей между собой», – говорит Михаил Губергриц, творческий директор LINII.

Помимо смены логотипа, во «ВкусВилле» появляется новый фирменный цвет — ягодный, символизирующий яркий вкус. Зеленый же цвет указывает на натуральность и пользу предлагаемых продуктов.

О том, какие планы у бренда на ближайшее время и чего ждать постоянным клиентам, компания умалчивает и отвечает только, что традиционно «ВкусВилл» не строит долгосрочных планов, а команда отталкивается от запросов покупателей. 

Примечательно, что у фирмы почему-то нет своих патентов и свидетельств на базы данных и программы для ЭВМ. У других компаний сектора таковые есть, что можно назвать слабым звеном «ВкусВилла». Тем не менее, у него есть, чему поучиться.

Любовь Шелонина
973
+1
973
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.