Китайские производители контрафакта научились подделывать рейды полиции
В начале 2015 г. Gucci подала иск против китайской компании, которую подозревала в подделке солнечных очков. Казалось, что дело удастся выиграть без каких-либо затруднений. От независимого следователя Gucci получил документы, свидетельствующие о том, что более 2 тысяч поддельных очков были обнаружены во время рейда на китайскую фабрику еще несколько лет назад. Также в них говорилось, что китайские власти оштрафовали компанию за нарушение прав на товарный знак. Но в апреле китайский суд прекратил дело - по его мнению, часть документов могла быть поддельной, а остальная и вовсе относились к другому делу против производителя автомобильных аксессуаров.
Ежегодно по всему миру продаются поддельные товары на $250-600 млрд. На борьбу с мошенниками бренды ежегодно тратят миллионы долларов. В основном это делается с помощью рейдов и конфискации товаров. Многие компании нанимают юридические фирмы или специалистов по защите интеллектуальной собственности, которые, в свою очередь, при сборе доказательств полагаются на местных следователей и информаторов. Но случай с Gucci подчеркивает крупную проблему, с которой сталкиваются иностранные бренды в борьбе с мошенниками, - зачастую рейды могут быть сфабрикованы.
Бренды и эксперты все чаще высказывают опасения, что их усилия сводятся на "нет" из-за подделки документов или того, что следователи, а иногда даже власти, предупреждают мошенников. Это распространенная проблема в Китае и других развивающихся странах в Азии. Во множестве дел часто встречаются «неверные цифры, подложные документы или что-то подозрительное», говорит следователь Александр Тейл, который с 1996 г. провел тысячи рейдов, в основном в Китае.
По оценкам властей США, в завершившемся в сентябре 2014 г. финансовом году они конфисковали поддельную продукцию на $1,2 млрд, причем почти две трети от этого количества - в Китае. Страна пытается бороться с проблемой и за последний год даже создала специальные суды в трех городах.
Эксперты отмечают, что если мошенники заранее предупреждены о рейдах, то можно найти лишь немного поддельных товаров, если это вообще удается. Зачастую коррумпированные следователи сами просят фабрики выпускать подделки, чтобы организовывать подставные рейды и взимать плату с компаний. Не так давно было раскрыто дело китайского следователя, признавшегося в фальсификации докладов о рейдах и изъятии товаров: клиент следователя обнаружил обман, когда его юристу в полицейском участке заявили, что ничего не знают о рейде, который, как было сказано в документах, уже проведен.
Несмотря на эти проблемы многие компании продолжают полагаться на рейды, чтобы собрать доказательства и показать свою решимость в борьбе с мошенниками. Как отмечает Дуг Кларк, эксперт по защите интеллектуальной собственности, он предупредил одного клиента, что рейды – это «чушь», но в ответ услышал только то, что «совет директоров хочет увидеть эти цифры».
Тем не менее некоторые компании меняют стратегию. Например, производитель одежды Columbia Sportswear за последние пять лет подал более 500 исков против китайских компаний, подозреваемых в подделке его продукции, но стал совершать меньше рейдов. Они могут быть неэффективными с точки зрения затрат, и «необходим хороший контроль, чтобы быть уверенным в отсутствии мошенничества», говорит Джон Мотли, директор по защите интеллектуальной собственности Columbia Sportswear.
http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/12/04/619741-kontrafakta