Единое окно доступа в Роспатент
Заказать звонок support@onlinepatent.ru
работаем с 9 до 21 по Москве
8 800 333-36-62
Цены
8 800 333-36-62

Звездные интеллектуальные войны

17 декабря состоялась долгожданная премьера нового эпизода космической саги «Звездные войны». Ждать выхода нового эпизода фанатам саги пришлось целых десять лет. 

LucasFilm, которой на сегодняшний день владеет Disney, известны своим пристальным вниманием к защите интеллектуальной собственности. Будь то дроиды, шагоход (AT-AT), сила джедая (Jedi mind tricks) - если это появлялось в фильме Star Wars, значит LucasFilm скорее всего получил на это товарный знак.

Ниже приведены лишь несколько примеров ответной атаки LicasFilm на угрозы мятежников бизнеса, призывая штурмовиков (юристов) и запуская Звезду Смерти (или по крайней мере иск). 

1. Программа "Звездные Войны" Президента Рейгана 

Reagan


Давным-давно, в далекой-далекой галактике - точнее в 1983 году в Америке - Президент Рейган начал сотрудничество с Генералом США Дэниэлом О Грэхэмом в целях запуска оборонной инициативы - программы, направленной на исследование и финансирование расположенных в космосе ракет-лазеров и боевых станций (что имело место во время Холодной Войны). 

Неудивительно, что космическо-футуристический характер инициативы вызвал интерес у СМИ и общественности, в результате чего проект стали называть "Звездные Войны". Вскоре и сам Генерал Грэхэм стал называть инициативу сокращенно "Star Wars" во время передач и публичных совещаний. 

Джордж Лукас был не очень-то этому рад, и в 1985 году LucasFilm подал в суд на High Frontier ("Высокая граница", организация Д.Грэхэма) за использование фразы, нарушающей права на товарный знак. Но суд не поддержал кинокомпанию, заявляя: "Когда политики, СМИ и общественность используют фразу "Звездные Войны", они делают это для удобства, или же в целях пародии либо простоты описания своих взглядов", после этого, как это ни печально, что бы не предпринимали LucasFilm, ничто не могло повлиять на решение этой ситуации.

2. Дроиды
C3PO and R2D2

Забудьте о фразе "это совсем не те дроиды, о которых вы подумали", если только вы не целенаправленно ссылаетесь на особых роботов из Вселенной Star Wars. Вам также не следует использовать слово "дроид" в своем проекте и, тем более, стартапе: "droid - это зарегистрированный товарный знак, правообладателем которого является LucasFilm.

Но разве "дроид" это не вторая половина слова "андроид", подумаете вы? И не смешно ли это? Ответ на оба вопроса является утвердительным, что придает ситуации юридическую неопределенность.

LucasFilm зарегистрировали товарный знак "droid" в 2009 году, после того как компания Verizon Wireless запустила линейку телефонов Android с именем "DROID". После этого компания должна была оплатить LucasFilm неизвестную сумму для продолжения использования этого имени. Неожиданным моментом в этой истории являлось то, что Стив Джобс был одним из крупнейших акционеров Disney, то есть создатель IPhone получал прибыль от каждого факта продажи телефона конкурентом.

Что же считается самым странным в этой ситуации? Понятие "droid" даже не было придумано Лукасом или франшизой "Звездные Воины". Вместо того, оно было впервые использовано еще в 1952 году, в научно-фантастическом рассказе Мари Вулф  под названием "Роботы мира! Вставайте!".


3. Пиво Империи

В конце 2014 года LucasFilm решили подать иск в суд на маленькую Нью-Йоркскую пивоварню "Empire" (Империя), заявляя о нарушении прав на товарный знак при использовании наименования пива Empire "Strikes Bock" ("Bock" - это название одного из видов традиционного немецкого лагера, а Empire Strikes Back - дословно переводится как Империя наносит ответный удар).

LucasFilm заявляли, что пиво, продающееся без каких-либо инцидентов уже 7 лет, может потенциально "вводить потребителей в заблуждение", которые могут посчитать его продукцией Star Wars.

На первый взгляд данный кейс может показаться чем-то незначительным для того, какое LucasFilm имеет отношение к индустрии напитков, если не принимать во внимание тот факт, что компания владеет Виноградниками Скайвокер (Skywalker Vineyards), производящими тематическое вино "Star Wars".

Империя ответила не особо искренним видео, в ходе которого владелец компании Дэвид Катлески защищает название своего продукта, в то время как на заднем плане штурмовик занимается производством пива на пивоварне, и одновременно играет знаменитая "Кантина", музыка из сборника пьес Новой Надежды.

В настоящий момент стороны ожидают решения суда.


4. Сила Джедая

Сила Джедая (Jedi Mind) было именем компании производящей помимо всего прочего беспроводные наушники, которые по-видимо "улавливали мозговые волнами" и позволяли пользователям "управлять компьютерными технологиями силой мысли". (Мы не представляем, действительно ли работали эти наушники, но звучит так, как если бы технология была в довольно зачаточном состоянии).

Как и следовало ожидать, LucasFilm не были рады, когда узнали о несогласованном с ними использовании товарного знака "Jedi" (LucasFilm по-видимому претендовали на правообладание всеми так или иначе связанными с рыцарями-джедаями, включая одежды джедаев, световой меч, левитацию,  телепатическое единство с другими джедаями и Вселенной, а также способность снимать энергетические лучи  с помощью силы молнии из пальцев).

В 2009 году кинокомпания направила "Силе Джедаев" требование прекратить нарушение прав и воздерживаться от этого в дальнейшем, и в 2010 году они подали иск в суд на сумму $5 млн. в качестве возмещения ущерба, утверждая, что компания не выполнила свои обязательства.

Позже "Сила Джедаев" согласилась изменить свое название на "Mind Technologies" (Технологии мыслей). При этом сайт компании перестал работать, а их страница на FaceBook последний раз была активной в 2013 году.

5. Доктор Дре

В 2000 году рэпер Dr Dre решил, что он хочет начинать одну свою композицию с чего-то вроде "THX Deep Note".

Наверняка вы не узнали это по написанию, но Deep Note легко распознать на слух: это характерный, глубокий звуковой эффект, используемый аудио-визуальной компанией THX (которая являлась подразделением компании LucasFilm до 2001) в качестве "аудио-логотипа", проигрываемого в начале любого THX-сертифицированного фильма. К тому же, это самый первый зарегистрированный звуковой товарный знак.

Получив отказ на использование данного звука, Dre (настоящее имя Andre Young) решил использовать его в любом случае - в итоге получив иск от LucasFilm.