Энтеросгель может исчезнуть с прилавков из-за патентного спора
Украинская компания «ЭФ «Креома Фарм» обратилась в Московский арбитражный суд с требованием признать незаконным производство «Энтеросгеля» в России компанией «ТНК Силма», изъять все произведенные к данному моменту препараты, а также оборудование и материалы, предназначенные для его производства.
Позиция истца строится на том, что «ЭФ «Креома Фарм» получила на этот продукт евразийский патент в 2005 году. Но «ТНК Силма» получила аналогичный патент в России еще раньше, в 2004 году. Аналогичный иск подан и в Казахстане, где также идет производство «Энтеросгеля».
Интересно, что и истец, и ответчик производят лекарство на основании лицензии швейцарской компании Bioline Pharmaceutical Ag, т.е. иск подан от лицензиата лицензиату. Очевидно, что запретить использование тому, кто имеет на это предоставленное правообладателем право вряд ли возможно. Специалисты полагают, что украинская компания пошла в суд, не уточнив всех обстоятельств, в частности, не выяснив, есть ли у ответчика патент.
Юрист Наталья Золотых, представляющая интересы ответчика в суде, заявила, что обвинение в нарушении исключительного права украинской компании на изобретение по евразийскому патенту основано исключительно на анализе материалов регистрационного досье министерства здравоохранения Украины, что противоречит законодательству и здравому смыслу, поскольку речь идет о нарушении прав истца на территории России, а не Украины».
Золотых также предположила, что дело носит характер «патентного троллинга»: «ЭФ «Креома Фарм» скорее всего рассчитывает на то, что ответчик предпочтет договориться в досудебном порядке и выплатить определенную сумму истцу за отзыв иска. Даже если дело будет выиграно российским производителем, он потратит на это немало времени и средств, не имея реальных шансов даже на компенсацию затрат на судебное представительство.
Подобные иски украинских компаний к российским производителям не единичны, а носят системный характер, причем речь идет, как правило, о патентном рейдерстве. «Политический кризис на Украине обострил экономические проблемы во взаимоотношениях между украинскими и российскими компаниями. Пытаясь расширить российский рынок сбыта своей продукции, некоторые компании ведут себя в России агрессивно и недобросовестно», — утверждает Наталья Золотых.