Как попасть в реестр российского ПО: пошаговая инструкция
С 1 января 2016 года в России вступил в действие закон, предписывающий создание реестра российского программного обеспечения и определяющий критерии определения отечественного происхождения программного обеспечения. Сама по себе цель создания реестра проста — расширение использования российского ПО и оказание государственной поддержки правообладателям ПО.
«Закон об импортозамещении» дает широкие возможности резидентам IT-кластера «Сколково» (и другим российским разработчикам софта) быстро организовать продажи в рамках тендеров на поставку ПО в предприятия и организации, которым предписано пользоваться российским софтом.
В своей колонке Алина Акиншина поясняет, какие действия предстоит предпринять на каждом этапе, чтобы как можно быстрее оказаться в реестре российского ПО, а также предостерегает от частых ошибок. Это поможет разработчикам сэкономить время и деньги на процедуре подачи заявок и последующего оформления.
Лайфхак: если вам некогда читать большой текст с массой подробностей, вы можете проскролить его до таблицы. Она объясняет итерации и дает представление о количестве времени, которое нужно затратить на прохождение основных этапов попадания в реестр отечественного ПО.
Зачем это надо?
Для начала — небольшая вводная о природе реестра российского ПО. Закон наделил правительство правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами. Отныне правительство может ограничивать допуск этих товаров, работ и услуг для участия в госзакупках. Это означает, что госзаказчик обязан в первую очередь искать необходимые ему программные продукты в специальном списке российского ПО. Если же нужного решения в реестре нет, потребуется подготовить мотивированное обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются вышеупомянутым постановлением.
Каков порядок?
Первая хорошая новость: заявление в Минкомсвязь на внесение в реестр —бесплатное. Оно действительно не стоит ничего, но, скажу честно, успешно собрать все документы и все правильно заполнить — задача не из простых. Поэтому в самом начале затеи с попыткой включения ПО в реестр вам предстоит решить, что важнее проекту — сэкономить деньги и взять на себя повышенные риски, связанные с весьма вероятным отказом включать ваш продукт в реестр, или заплатить экспертам, которые не раз успешно проделывали такую операцию. Вторая хорошая новость: заявление можно подать онлайн, через электронную форму на официальном сайте reestr.minsvyaz.ru. Это сведет к минимуму последствия столкновений с бюрократией.
Теперь рассмотрим каждый шаг процесса подачи заявления и внесения в реестр во всех подробностях.
Шаг №0. Для подачи заявления и физическому, и юридическому лицу необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого делаете следующее:
0.1. Проверяете наличие у организации ключа ЭЦП, выданного центром, аккредитованным Минкомсвязи (https://e-trust.gosuslugi.ru/CA). Если такого ключа ЭЦП нет – нужно будет его получить. Обычно процедура получения ключа занимает от нескольких дней до недели и стоит в пределах 5-10 тыс. руб.
0.2. Проверить наличие личной учетной записи руководителя организации (именно руководителя физического лица) в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Если ее нет – то создать (но в принципе речь об учетке на портале Госуслуг, скорее всего, она у вас есть). Оформляется такая учетная запись бесплатно.
0.3. Создать учетную запись юридического лица в ЕСИА, для этого:
— в вашем личном кабинете физического лица на портале Госуслуг перейти на вкладку «Организации»,
— выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,
— заполнить предлагаемую форму, подтвердить ее ключом ЭЦП организации.
Итак, все отлично и вам удалось зарегистрироваться. Заходите на сайт https://reestr.minsvyaz.ru/, нажимаете на «Подать заявление. Формы для заполнения заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов». Далее — собственно, заполняете заявление о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов. Заполнение происходит онлайн, интерфейс весьма дружелюбный.
Шаг № 1. Сформулируйте название вашего программного обеспечения. Здесь же можно указать предыдущие и альтернативные названия, если таковые имеются.
Шаг № 2. Теперь потребуется ваше программное обеспечение классифицировать, причем сразу по двум классификаторам, не очень хорошо связанным между собой. Как прокомментировал один из наших коллег-заявителей, «приведенные классификаторы разумному анализу не поддаются, надо думать вместе». Однако, даже если думать вместе, однозначно классифицировать ПО получается не всегда. К счастью, вы имеете возможность относить ПО сразу к нескольким классам. Посмотреть информацию в классификаторах — Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности и классификатором, утвержденным Минкомсвязи — можно здесь: http://minsvyaz.ru/ru/documents/5072/. В подборе вам может помочь также сайт Ассоциации российских производителей программ (АРПП) «Отечественный софт»: http://www.arppsoft.ru/catalog/71/. Его ценность в том, что вы можете увидеть «одноклассников» вашей программы — кандидатов на попадание в реестр.
Шаг № 3. Берете карточку компании и копируете все основные данные: наименование, ОГРН, ИНН. Указываете доли физлиц-собственников компании. Прикладываете копию Устава в действующей редакции. Главное, что здесь требуется от вас — предельная внимательность, так как исправление ошибок в заявке будет возможно только по специальному запросу.
Специалистам, принимающим решение о включении той или иной разработки в реестр, будет интересно, кем является правообладатель: российской коммерческой организацией (РКО); РКО, имеющей в цепочке владения иностранных лиц; российской некоммерческой организацией; гражданином РФ. Если организация имеет в цепочке владения иностранных лиц, потребуется раскрыть всю эту цепочку в форме таблицы и загрузить отсканированные выписки из реестров соответствующих государств. Сведения собираются в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5% уставного капитала организации-правообладателя.
От бухгалтерии правообладателя могут потребоваться сведения, подтверждающие тот факт, что общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам на предоставление прав на ПО в пользу иностранных лиц составляет менее 30% выручки правообладателя софта от его реализации.
Минкомсвязи также потребует данные о статусе лица, подписывающего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Этим лицом может быть представитель правообладателя, действующий по доверенности (в таком случае потребуется загрузить сканированную версию доверенности), лицо, имеющее право действовать от имени правообладателя без доверенности (то есть в том случае, если заявление подписывается генеральным директором, никаких дополнительных доверенностей не требуется) или же сам правообладатель.
В завершение необходимо указать адрес электронной почты и номер телефона, по которому будет осуществляться связь с заявителем. По этим контактным данным будут направляться уведомления и запросы о предоставлении дополнительной информации.
После этого сведения о правообладателе вносятся в реестр, чему уже можно порадоваться.
Шаг №4. Внесите сведения о программном продукте. Прежде всего потребуется указать ссылку на страницу сайта правообладателя в сети Интернет, где размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения, а также информация, необходимую для эксплуатации и совершенствования программы. Иными словами, необходимо дать действующую ссылку на страницу с пользовательской информацией софта.
Помимо всего прочего, необходимо предоставить доступ к экземпляру ПО — прикрепить ссылку на скачивание дистрибутива софта. Следует приложить инструкцию по скачиванию и установке, обеспечить для экспертов возможность анализа вашего ПО — то есть, например, предоставить тестовый лицензионный ключ.
Особое внимание стоит уделить пункту об основаниях возникновения исключительного права на программу за заявителем (например, собственная разработка, служебное произведение, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнить в произвольной форме, но главное – убедительно, так как экспертному совету предстоит разобраться, действительно ли вы имеете права на данное ПО. Большим плюсом здесь будет свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте, так как оно имеет юридическую силу и презумпцию достоверности сведений.
В том случае, если в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации, потребуется предоставить дополнительные данные. Соответствие софта требованиям безопасности информации должно быть подтверждено особым сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Также следует подтвердить, что правообладатель имеет лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
Шаг №5. Подача заявления заканчивается подписанием его электронной цифровой подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязью, и отправкой на рассмотрение.
Что происходит после подачи заявления?
Минкомсвязи будет проверять заявку по формальным основаниям, затем заявление либо зарегистрируют, либо откажут в регистрации со ссылкой на определенный пункт «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В последнем случае заявителю стоит исправить нарушения и подать заявление повторно.
Также на первом этапе проверяется, верно ли указаны бенефициары. Если данные были сфальсифицированы, повторную заявку нельзя будет подать раньше, чем через год.
Как только заявление будет зарегистрировано, сведения об этом в течение суток будут опубликованы на сайте реестра без указания персональных данных заявителя. После этого заявка передается в экспертный совет, который в течение 30 рабочих дней готовит заключение и передает его в Минкомсвязь. В этот период времени заявителю могут направляться уточняющие запросы, которые возобновляют 30-дневный срок. В итоге экспертный совет публикует свое заключение на сайте реестра, которое затем в течение 10 дней утверждается приказом Минкомсвязи. После принятия положительного решения софт вносится в реестр российского ПО в течение суток. Если же заявка была отклонена, оспорить такое решение можно в течение 3 месяцев в суде.
Подробные сведения о процедуре рассмотрения со ссылками на регламентирующие их пункты Задавайте вопросы.