Гурманское право: как защитить ваш кулинарный рецепт?
В обычной жизни практически никто не задумывается над тем, как сохранить рецепт только что придуманного блюда от чужих глаз и идей. Чаще всего хозяйка, творчески смешав разные ингредиенты, тут же бежит хвалиться подругам только что созданным шедевром. Поэтому, отдуваться приходится в основном рестораторам и амбициозным шеф-поварам.
фото:сток
Итак, с точки зрения защиты интеллектуальной собственности, рецепт представляет собой набор разнородных элементов: название, информация об ингредиентах, времени приготовления, оборудование и условия, необходимые для приготовления, пошаговая методика приготовления, способ сервировки и др.
К сожалению или счастью, традиционный, знакомый всем рецепт по общему правилу не может быть объектом авторского права. При этом, если описать рецепт необычно и даже художественно (... и пускаем скупую слезу, нарезая этот злой фиолетовый лук...), он вполне может получить авторско‑правовую охрану.
фото:сток
Согласно законодательству, рецепт считается новым, если ранее он нигде не всплывал. Поэтому, почти невозможно запатентовать тортики вашей бабушки, если она посылала рецепты в ежемесячную кулинарную газету. Впрочем, только в России существует около двухсот патентов на разную рецептуру майонезов, и немногим меньше - на консервную продукцию, поэтому, шанс есть всегда.
Критерий изобретательского уровня более сложный. Так, патент на рецепт будет получен с большей вероятностью, если, например, блюдо предназначено для какой‑либо целевой аудитории (например, детское шампанское) или его потребление приводит к необычному эффекту - (спортивное питание).
Несмотря на то, что патент вряд ли защитит автора, он может стать хорошим рекламным ходом в пиар‑компании правообладателя, потому что покупатели заведомо уважительно относятся к запатентованной продукции.
фото: журнал ю
Что касается названия, то если вы хотите, чтобы еще защищало авторское право, сделайте его творческим, оригинальным. Например, "Огурчики от бабушки Ани" вместо "огурцы маринованные". Если готовка или производство продуктов питания является предпринимательской деятельностью, то можно порекомендовать зарегистрировать название блюда как товарный знак. Понятно, что от воссоздания рецепта это не спасёт, но станет хорошим подспорьем, наряду с другими правовыми средствами.
Универсальным способом охраны кулинарного рецепта может стать распространение на него режима конфиденциальности или ноу‑хау (ст. 1465-1472 ГК, Федеральный закон «О коммерческой тайне»). Именно так уже 125 лет хранит свой секрет Кока‑кола. Создатель рецепта вправе засекретить информацию о блюде и в случае незаконного разглашения и использования информации взыскать с нарушителя причиненные убытки. Кстати, установление режима ноу‑хау будет эффективно только при его надлежащем документальном оформлении. Документы позволят использовать ноу‑хау в обороте (продажа прав на рецепт, внесение в уставный капитал) и поставить на бухгалтерский учет (формирование издержек ресторана и снижение налогооблагаемой прибыли, выплата вознаграждения автору). Понятно, что если сохранение информации в тайне будет отличным решением для ресторанного бизнеса или производителей продуктов питания, то авторам кулинарных книг он не подойдет.