Сделано в Китае: зачем китайскому рынку российские товарные знаки в России?
Не так давно в «Онлайн Патент» обратился человек
китайской национальности, который попросил сделать проверку российского
товарного знака «Русское село». Когда выяснилось, что он уже давно занят,
китаец решил проверить знак «Дворянская усадьба», однако и он находился в
использовании. Зачем китайский рынок
интересуется нашими товарными знаками, и к чему это может привести – читайте в
этой статье.
Эта тема неразрывно связана с патентным троллингом.
Если в скандинавской мифологии тролль - существо хоть и злое, но
сверхъестественное, то в патентном праве - вполне реальное. Это люди и
компании, массово регистрирующие на себя патенты и товарные знаки с тем, чтобы
позже продать заинтересованным лицам либо получать с них же плату за
лицензионное использование. С учетом того, что регистрация товарного знака в
Роспатенте стоит от 35 000 руб., это может быть довольно прибыльным занятием.
Например, американской экономике патентные тролли наносят наибольший урон: они
стоят от $29 млрд в год и уничтожают рабочие места.
Причем здесь Китай? Дело в том, что эта страна уже
давно вошла в бизнес патентных троллей, более того, их одобряет и спонсирует
государство.
Любимый прием недобросовестных китайских бизнесменов:
зарегистрировать слово или словосочетание, которое потенциально может стать
популярным товарным знаком, или реальное название, которое еще не успели
«застолбить» в Роспатенте. Что дальше? Дальше подобный китайский бизнесмен
может в судебном порядке взыскать деньги с человека, который по незнанию
пользуется их торговым знаком, или, если взят уже существующий, но еще
незарегистрированный, китайцы заставят платить реальных владельцев.
фото: сток
Это актуально потому, что сейчас мы отмечаем новую
тенденцию: китайские фирмы выкупают российские торговые знаки и не спешат ими
пользоваться.
Например, не так давно псковский торговый знак
«Домашний», зарегистрированный в 43-м классе МКТУ (закусочные, кафе, рестораны,
рестораны и т.п.) принадлежал российскому правообладателю Ольге Коваленко,
затем он попал в руки башкирской Холдинговой компании «Бизнесинвестгрупп»,
однако прожил там меньше года, а оттуда плавно перекочевал во владение
китайского предпринимателя Гуанчжоу Фангдуо Клоузеса. Это говорит о том, что в
России уже существуют компании, занимающиеся посреднической торговлей товарными
знаками, что в дальнейшем может привести к разбавлению российского рынка
китайскими компаниями.
Также за текущий год Китай зарегистрировал несколько
знаков с совершенно русским звучанием: «Радочка», «Толстяк Саша», «Кроха
Мастер» и другие.
Это касается не только нашей страны: на Западе уже
были крупные случаи кражи китайскими шпионами интеллектуальной собственности.
Возможно, украденное получит в Китае патент, а потом там подадут в суд на
иностранную фирму за нарушение патента.
Однако, для справедливости стоит отметить, что Китай —
не первая страна, которая имеет спонсируемых государством патентных троллей.
Среди них Франция, Япония и Южная Корея.
По мнению Тимоти Ли, американского вице-президента
Центра свободы личности, отличие этих стран от Китая состоит в том, что Китай
более нагло действует на западных рынках, в том числе, и на российском. «В Китае
всё контролируется государством», — считает вице-президент, отмечая
непрозрачную правовую систему и связи бизнеса и государства в Китае.
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.