Единое окно доступа в Роспатент
Заказать звонок support@onlinepatent.ru
работаем с 9 до 21 по Москве
мы сейчас на связи
8 800 333-36-62

Сделано в Китае: зачем китайскому рынку российские товарные знаки в России?


Не так давно в «Онлайн Патент» обратился человек китайской национальности, который попросил сделать проверку российского товарного знака «Русское село». Когда выяснилось, что он уже давно занят, китаец решил проверить знак «Дворянская усадьба», однако и он находился в использовании.  Зачем китайский рынок интересуется нашими товарными знаками, и к чему это может привести – читайте в этой статье.




Эта тема неразрывно связана с патентным троллингом. Если в скандинавской мифологии тролль - существо хоть и злое, но сверхъестественное, то в патентном праве - вполне реальное. Это люди и компании, массово регистрирующие на себя патенты и товарные знаки с тем, чтобы позже продать заинтересованным лицам либо получать с них же плату за лицензионное использование. С учетом того, что регистрация товарного знака в Роспатенте стоит от 35 000 руб., это может быть довольно прибыльным занятием. Например, американской экономике патентные тролли наносят наибольший урон: они стоят от $29 млрд в год и уничтожают рабочие места.


Причем здесь Китай? Дело в том, что эта страна уже давно вошла в бизнес патентных троллей, более того, их одобряет и спонсирует государство.


Любимый прием недобросовестных китайских бизнесменов: зарегистрировать слово или словосочетание, которое потенциально может стать популярным товарным знаком, или реальное название, которое еще не успели «застолбить» в Роспатенте. Что дальше? Дальше подобный китайский бизнесмен может в судебном порядке взыскать деньги с человека, который по незнанию пользуется их торговым знаком, или, если взят уже существующий, но еще незарегистрированный, китайцы заставят платить реальных владельцев.



фото: сток

Это актуально потому, что сейчас мы отмечаем новую тенденцию: китайские фирмы выкупают российские торговые знаки и не спешат ими пользоваться.


Например, не так давно псковский торговый знак «Домашний», зарегистрированный в 43-м классе МКТУ (закусочные, кафе, рестораны, рестораны и т.п.) принадлежал российскому правообладателю Ольге Коваленко, затем он попал в руки башкирской Холдинговой компании «Бизнесинвестгрупп», однако прожил там меньше года, а оттуда плавно перекочевал во владение китайского предпринимателя Гуанчжоу Фангдуо Клоузеса. Это говорит о том, что в России уже существуют компании, занимающиеся посреднической торговлей товарными знаками, что в дальнейшем может привести к разбавлению российского рынка китайскими компаниями.


Также за текущий год Китай зарегистрировал несколько знаков с совершенно русским звучанием: «Радочка», «Толстяк Саша», «Кроха Мастер» и другие.


Это касается не только нашей страны: на Западе уже были крупные случаи кражи китайскими шпионами интеллектуальной собственности. Возможно, украденное получит в Китае патент, а потом там подадут в суд на иностранную фирму за нарушение патента.


Однако, для справедливости стоит отметить, что Китай — не первая страна, которая имеет спонсируемых государством патентных троллей. Среди них Франция, Япония и Южная Корея.


По мнению Тимоти Ли, американского вице-президента Центра свободы личности, отличие этих стран от Китая состоит в том, что Китай более нагло действует на западных рынках, в том числе, и на российском. «В Китае всё контролируется государством», — считает вице-президент, отмечая непрозрачную правовую систему и связи бизнеса и государства в Китае.