Обновленное Руководство по товарным знакам 2024 от наших экспертов.
Получить бесплатно →
Блог
Наш блог Хотите задать вопрос?

Skolkovo LegalTech 2018. Панельная дискуссия «Цифровизация и глобализация: будущее управления правами на IP»


1. До 70% всех издержек на защиту ИС могут составлять транзакционные издержки правообладателя на координацию процессов выявления, предварительного анализа и регистрации новых объектов ИС.

2. Каждая четвертая запись о правообладателях в реестрах патентных ведомств некорректна, общие экономические потери, связанные с искажениями в данных, составляют свыше $300 млрд.

3. Более $350 млрд – потери правообладателей, связанные с нарушениями их прав на зарегистрированные средства индивидуализации.


Обсуждению трех этих цифр была посвящена панельная дискуссия «Цифровизация и глобализация: будущее управления правами на IP», состоявшаяся 16 ноября в рамках международной конференции Skolkovo LegalTech 2018 при поддержке Онлайн Патента. В мероприятии, собравшем более 80 гостей, приняли участие представители крупных российских компаний-правообладателей – X5 Retail Group, HeadHunter, ГАРАНТ и Объединенные Пивоварни Хейнекен.

Хольгер Цшайге, управляющий партнер Infotropic Media и модератор дискуссии, открыл обсуждение прикладным вопросом о том, какие направления автоматизации в области управления интеллектуальной собственностью представляются перспективными крупным компаниям-правообладателям. Если транзакционные издержки на управление портфелем могут достигать столь существенных цифр – какие меры для оптимизации бизнес-процессов в этой части видят для себя юридические департаменты?

Алексей Агапов, начальник управления договорной и претензионно-исковой работы X5 Retail Group, подробно рассказал об уже внедренных в компании элементах системы управления интеллектуальной собственностью и перспективах ее дальнейшего развития. Как отметил Алексей, одна из важнейших задач на пути к автоматизации – описание бизнес-процессов, позволяющих оптимальным образом организовать управление интеллектуальными правами компании. Разобравшись в том, что и где сейчас идет не так, юридический департамент уже на этапе внедрения автоматизированной системы может скорректировать процессы, приводящие порой к превращению квалифицированной правовой функции в функцию делопроизводства и учета, занимающуюся преимущественно работой в Word и Excel (что характерно для модели управления портфелем с привлечением аутсорсинговой компании).

Следующий шаг, по мнению Алексея, - внедрение решений на основе искусственного интеллекта, позволяющих мгновенно получать оценку сходства обозначений. Такая функция особенно важна для конечных бизнес-заказчиков, функций маркетинга и рекламы, обычно нуждающихся в оперативном принятии решений (например, при запуске промо-акций и т.д.). Технические решения такого типа позволят дать беспристрастную и точную оценку факта сходства, лишенную человеческой предвзятости.

Тезис Алексея дополнил Юрий Донников, директор Юридического департамента и комплаенс HeadHunter, отметивший, что при полном устранении правовой функции, например, из процесса проверки и регистрации новых товарных знаков, - есть риск неоправданного дублирования заявок и увеличения издержек компании. Конечный бизнес-заказчик не отвечает за управление портфелем в целом по компании и может не обладать всей полнотой информации.

Полнота, достоверность и своевременная актуализация информации в целом критична для эффективного управления портфелем. Иногда, как в любопытном кейсе, описанном Юрием, несоответствия в указаниях собственного юридического адреса могут стоить компании отказа в регистрации нового товарного знака, основанного на противопоставлении другого товарного знака той же компании. В конкретной ситуации, решения проблемы удалось добиться только после разбирательства в Палате по патентным спорам.

Единое информационное поле для консолидации и обмена данными – важнейший элемент и в системе выявления нарушений интеллектуальных прав компании. Как рассказала Татьяна Одабашян, директор по правовым вопросам и комплаенсу Объединенных Пивоварен Хейнекен, сбор информации об использовании товарных знаков Хейнекен на полках магазинов осуществляется сейчас силами торговых представителей. Компания видит возможности усовершенствования существующего неструктурированного формата обобщения информации о нарушениях на базе системы, аналогичной ранее внедренной в Хейнекен системы автоматизации комплаенса.

Коротко и ярко подвела итог дискуссии Наталья Ткаченко, руководитель производственного управления компании «Гарант», главный редактор журнала «Законодательство». В основе структурирования и упорядочивания любого процесса, подчеркнула Наталья, лежит внедрение системы взаимосвязанных правил. Сформировав четкую систему правил, определяющих порядок действий в каждой ситуации, связанной, в том числе, с управлением интеллектуальными правами компании, становится возможным говорить об эффективной работе функции как таковой и ее дальнейшей автоматизации.

Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!