Блог
Наш блог Хотите задать вопрос?

Как возместить затраты на патентование за рубежом: 10 главных вопросов

Многие российские производители реализуют свою продукцию за рубежом. Для обеспечения безопасного вывода продукта на внешние рынки предприниматели зачастую прибегают к механизму зарубежного патентования и регистрации товарных знаков на территории других государств.

Как правило, такая правовая охрана влетает бизнесу "в копеечку". Например, одни лишь затраты на уплату пошлин за регистрацию изобретения в странах Евросоюза могут составить порядка 15 тысяч евро, а верхнюю границу стоимости услуг представителей по таким заявкам и вовсе сложно назвать.

Однако вывод российской продукции на международный уровень – важнейшая экономическая задача, поэтому государство старается создать благоприятные условия для производителей, имеющих подобные цели.

Так, в 2020 году российские производители, понесшие затраты на регистрацию объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках, смогут возместить часть расходов за счет соответствующей субсидии. Правовым основанием реализации данной возможности выступает Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 № 1368 (в редакции от 06.12.2019) (далее – Постановление). Субсидия предоставляется организации на основании трехстороннего соглашения, заключенного между организацией, АО "Российский экспортный центр" (далее – АО "РЭЦ") и Министерством промышленности и торговли РФ (далее – Минпромторг).

Поскольку реализация данного государственного механизма может вызвать у предпринимателей ряд сложностей, мы подготовили специальный справочный материал. В нем вы найдете ответы на 10 главных процедурных вопросов, касающихся порядка предоставления субсидии.

Сразу отметим, что в данном материале мы намеренно не акцентировали внимание на особенностях формирования комплекта документов. Эта история индивидуальна для каждой компании и, ко всему прочему, связанные с ней нюансы подробно описаны на сайте АО "РЭЦ". Там вы найдете непосредственно формы необходимых документов, рекомендации по их заполнению, а также сможете уточнить интересующие детали у ответственного специалиста.

Мы же постараемся сформировать у читателя общее впечатление о порядке прохождения процедуры, на основе которого он сможет принять решение, стоит ли ему воспользоваться предоставленной возможностью.

Итак, начнем.

Вопрос 1: Круг субъектов: кто может претендовать на получение субсидии?

Заявление о предоставлении субсидии может подать любой российский производитель, понесший затраты на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом.

Под "российским производителем" в целях Постановления понимается: юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ и производящее товары, услуги, работы и технологии, в состав которых входят объекты интеллектуальной собственности.


Вопрос 2: Существуют ли ограничительные условия по времени осуществления затрат?

Да, компенсировать можно только фактические затраты организации, понесенные в IV квартале 2019 года и I-III кварталах 2020 года (то есть с 01.10.2019 года по 30.09.2020 года).


Вопрос 3: Какие именно затраты можно возместить?

Субсидия предоставляется в качестве возмещения следующих затрат:

  • на подготовку, подачу и делопроизводство по международным заявкам (РСТ);
  • оплату пошлин, связанных с подачей и рассмотрением международных заявок (РСТ);
  • подготовку, подачу и делопроизводство по национальным и (или) региональным заявкам в зарубежных странах;
  • оплату пошлин, предусмотренных нормативными правовыми актами зарубежных национальных либо региональных патентных ведомств, связанных с рассмотрением заявок, с выдачей свидетельств на товарные знаки и патентов и с поддержанием их в силе в течение первых трех лет;
  • подготовку, подачу и делопроизводство по заявкам на международную регистрацию товарного знака;
  • оплату пошлин, подлежащих уплате для получения международной регистрации товарного знака;
  • на подготовку, подачу заявки на международную регистрацию промышленного образца в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения и делопроизводство в отношении такой заявки;
  • на оплату пошлин, подлежащих уплате для получения международной регистрации промышленного образца, в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения.

При этом вы можете подать заявление на компенсацию вышеуказанных затрат в любой их комбинации, а также в отношении любого количества заявок.


Вопрос 4: Существуют ли ограничительные условия по суммам?

Да, компенсировать все понесенные организацией затраты с помощью субсидии не удастся, однако бóльшая их часть может быть возмещена.

Затраты на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности традиционно складываются из двух частей:

1) обязательные платежи (пошлины);

2) оплата услуг представителей.

Что касается первой части, то все затраты на уплату пошлин, связанных с регистрацией объектов интеллектуальной собственности, возмещаются за счет субсидии в полном объеме (в размере 100%).

В отношении затрат на оплату услуг представителей установлены ограничения. Так, организация может возместить за счет субсидии 70% таких затрат, но не более:

  • 525 000 руб. – по заявкам, поданным в Европейское патентное ведомство;
  • 325 000 руб. – по заявкам, поданным в патентное ведомство США;
  • 260 000 руб. – по заявкам, поданным в патентное ведомство Японии;
  • 200 000 руб. – по заявкам, поданным в патентные ведомства Китая и Республики Корея;
  • 160 000 руб. – по заявкам, поданным в патентные ведомства иных стран;
  • 50 000 руб. – по международным РСТ-заявкам, международным заявкам на регистрацию товарного знака, международным заявкам на регистрацию промышленного образца.

Кроме того, ограничен и предельный размер субсидий, предоставляемый одной организации в течение финансового года в рамках одного соглашения. Он составляет 15 млн рублей. При этом количество соглашений, заключаемых с одной организацией в рамках одного финансового года, не ограничено. В связи с этим, в ситуации, когда объем затрат организации превышает верхнее пороговое значение, ею может быть подано несколько заявлений на получение субсидии.


Вопрос 5: Куда обращаться с заявлением?

Заявление подается в АО "РЭЦ", являющееся агентом Правительства РФ по вопросу о предоставлении рассматриваемых субсидий.


Вопрос 6: Когда обращаться с заявлением?

В Постановлении указано, что организации могут обращаться в АО "РЭЦ" с заявлением ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Однако в целом заявление на компенсацию затрат, понесенных в период с 01.10.2019 по 30.09.2020, можно подать в любое время до 10 октября 2020 года. Привязка подачи заявления к определенным числам квартала в данном случае представляется необходимой с точки зрения отсчета дальнейших процедурных сроков (см. вопрос 8).


Вопрос 7: На что обратить внимание при сборе документов?

Комплект необходимых документов в основном состоит из документов справочного характера и расчетов, копий документов, подтверждающих фактические затраты, а также копий документов, полученных в ходе делопроизводства по заявкам на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. Полный перечень, формы и рекомендации по составлению указанных документов приведены на сайте АО "РЭЦ".

Однако кроме них, заявителю потребуется также представить несколько специфических документов, а именно:

  • обоснование целесообразности правовой охраны предлагаемого объекта интеллектуальной собственности за рубежом (цели охраны, описание конечного продукта, описание потребителя, целевых рынков для реализации, бизнес-модели вывода продукта на внешние рынки, оценка вероятного экономического эффекта от введения за рубежом в гражданский оборот продукта);
  • корпоративную программу правовой охраны интеллектуальной собственности (планируемую к реализации в течение 3-х лет, начиная с 1-ого января года, следующего за годом получения первого охранного документа)

И хотя формы указанных документов также доступны на сайте АО "РЭЦ", решающее значение при их рассмотрении будет иметь, безусловно, содержание данных документов.


Вопрос 8: Каковы сроки предоставления субсидии?

После поступления комплекта документов в АО "РЭЦ" все дальнейшие процедурные действия совершаются в следующие сроки:

  • 1 сутки со дня поступления: регистрация документов;
  • 15 рабочих дней со дня поступления: проверка документов АО "РЭЦ" и уведомление заявителя о результатах проверки;
  • до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом: формирование АО "РЭЦ" реестров получателей субсидий и направление их в Минпромторг;
  • до 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом: принятие Минпромторгом решения о заключении соглашения и предоставлении субсидии либо об отказе в таковом, уведомление АО "РЭЦ" о принятом решении;
  • 3 рабочих дня со дня принятия Минпромторгом положительного решения: формирование Минпромторгом соглашения и направление организации для подписания в системе "Электронный бюджет";
  • Неустановленный срок: подписание организацией соглашения;
  • 1 рабочий день со дня подписания организацией соглашения: подписание соглашения со стороны АО "РЭЦ";
  • 3 рабочих дня со дня подписания соглашения АО "РЭЦ": подписание соглашения со стороны Минпромторга;
  • 10 рабочих дней после заключения соглашения: зачисление субсидии на расчетный счет организации.

Таким образом, ориентировочно, субсидия окажется на счету организации к концу квартала, следующего за отчетным.


Вопрос 9: Как увеличить шансы на получение субсидии?

Определенную привилегию при рассмотрении заявлений получают организации, заключившие с Минпромторгом соглашение о реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности. Если ваша организация имеет подобное соглашение, то его необходимо приложить к комплекту документов, подаваемому в АО "РЭЦ", наряду с корпоративной программой правовой охраны интеллектуальной собственности либо вместо неё.

В случае успешного прохождения проверки комплекта поданных в АО "РЭЦ" документов, организация будет включена в отдельный реестр получателей субсидии. В таком случае заявление будет рассмотрено Минпромторгом приоритетном порядке.

Более того, в случае невозможности предоставления такой организации в текущем году субсидии в заявленном размере в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, принимается решение о заключении с ней соглашения с условием предоставления недостающей суммы субсидии в следующем финансовом году.

Если же в связи с недостаточностью лимитов такой организации было отказано в заключении соглашения в текущем финансовом году, она получает право подать заявление повторно не позднее 15 февраля следующего финансового года и получить субсидию на основании документов, представленных ранее (с небольшим обновлением справок из комплекта документов). Минпромторг в таком случае не может отказать в предоставлении субсидии.


Вопрос 10: Нужно ли отчитываться по результатам получения субсидии?

Безусловно. Во-первых, организациям придется отчитаться о выполнении целей и условий предоставления субсидии. Для этого необходимо будет представить в АО "РЭЦ" и Минпромторг копию патента (свидетельства), выданного национальным патентным ведомством, либо копию документа, подтверждающего отказ в выдаче указанного патента (свидетельства).

Во-вторых, организации должны будут отчитаться о достижении значения показателя, необходимого для достижения результатов предоставления субсидии. Таким показателем является:

  • либо осуществление организацией поставок продукции, в состав которой входят объекты интеллектуальной собственности, на регистрацию которых предоставлялась субсидия
  • либо предоставление прав использования таких объектов в соответствии с корпоративной программой правовой охраны интеллектуальной собственности в течение 3 лет с даты получения первого охранного документа

При этом сумма поставок или предоставления прав должна превышать сумму предоставленной субсидии минимум в 5 раз (для организаций малого и среднего бизнеса) и минимум в 15 раз (для остальных организаций). Важно отметить, что сумма экспортных поставок продукции может быть достигнута реализацией продукции, включающей в себя как минимум один объект, регистрация которого компенсирована за счет субсидии.

Обращаем внимание, что план по достижению вышеприведенных показателей формируется и включается в комплект заявочной документации еще на этапе обращения за получением субсидии (см. вопрос 7).

В случае недостижения указанных показателей организации придется возвратить субсидию в части, пропорциональной величине недостижения установленного показателя, в доход федерального бюджета.

Подводя итог вышесказанному, хотим отметить, что описанная государственная инициатива является рабочей и полезной для российских предпринимателей. В текущем финансовом году на реализацию программы из бюджета выделено 160 млн рублей. Как отмечается в Постановлении, результатом предоставления субсидий должна стать поддержка к концу 2021 года не менее 384 организаций. Как видим, объемы поддержки хоть и немалые, но все-таки не позволяющие помочь всем предпринимателям, которые могут претендовать на это. В связи с чем настоятельно рекомендуем не затягивать с принятием решения и подготовкой комплекта документов.

Если у вас возникли вопросы, то мы с радостью ответим

Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!