Что такое нематериальные активы компании с точки зрения бухгалтерского учета?
Нематериальный актив (НМА) — это бухгалтерский термин, который в рамках наших услуг равнозначен понятию “объект интеллектуальной собственности” (ОИС).
Фактически, любой ОИС (программу, изобретение и т. д.) можно поставить на бухгалтерский учет в компании и тем самым превратить его в нематериальный актив.
С точки зрения бухгалтерского учета нематериальный актив единовременно отвечает критериям:
а) не имеет материально-вещественной формы;
б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности:
— при производстве и/или продаже ею продукции,
— при выполнении работ или оказании услуг,
— для предоставления за плату во временное пользование,
— для управленческих нужд,
— для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев;
г) способен приносить организации доход в будущем (или обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана), на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить;
д) может быть выделен (идентифицирован) из других активов или отделен от них.
Для целей бухгалтерского учета требуется документальное оформление прав на НМА. В бухгалтерском учете объекты НМА принимаются к учету по фактической (первоначальной) стоимости, которая определяется в порядке, установленном п. 13 ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».
Перечень результатов интеллектуальной деятельности (РИД), признаваемых нематериальными активами (НМА):
Таким образом, практически любой ОИС можно поставить на бухгалтерский учет и тем самым превратить в НМА. Важное изменение 2024 года — товарные знаки, созданные собственными силами компании, теперь не признаются НМА. А если компания приобрела чужой товарный знак по договору отчуждения, он будет признаваться НМА — подробности чуть ниже).
Нельзя признать НМА:
- Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретенные или созданные для продажи; такие активы/объекты признаются в качестве товаров;
- Средства индивидуализации (например, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания), созданные собственными силами организации. Затраты на такие объекты невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом, в бухгалтерском учете они учитываются как текущие расходы;
- Интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификацию и способность к труду;
- Информацию о покупателях (заказчиках) и иных контрагентах организации, созданную собственными силами организации. Затраты на создание клиентской базы — это текущие расходы организации (если, конечно, эта информация не структурирована в форме базы данных и не зарегистрирована соответствующим образом в Роспатенте);
- Материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в случае, когда организация приняла решение об учете этих материальных носителей (вещей) отдельно от объекта нематериальных активов.
Если объекты интеллектуальной собственности (включая товарный знак), на который приобретены исключительные права, соответствуют всем признакам, необходимым для бухгалтерского учета РИД в качестве НМА, то они могут и должны учитываться как НМА на балансе организации.
Если у Вас возникли вопросы, просто напишите нашим специалистам. Они помогут найти ответы и проконсультируют Вас по всем аспектам, связанным с нематериальными активами и их защитой.