Итак, ваша компания (или вы сами) разработали новое приложение и уже готовы разместить его на популярных платформах типа Google Play и AppStore. Закономерным образом перед вами встает вопрос: "Как защитить наше оригинальное решение от копирования и обезопасить себя в будущем от недобросовестных конкурентов?"
Само по себе запатентовать приложение нельзя, но не спешите расстраиваться. Можно защитить ряд охраняемых объектов, которые оно содержит: интерфейс, программный код, используемые средства индивидуализации.
Чем более эффективная и полноценная правовая охрана приложения у вас заявлена, тем больше возможностей для борьбы в случае недобросовестного копирования вашего приложения. Рассмотрим возможные варианты защиты приложения на примере знакомых сервисов компании ООО "Яндекс".
Товарный знак – средство индивидуализации
Название вашего приложения, оригинальный логотип приложения, слоган, маскот, который помогает пользователям, изображения персонажей, – всё это может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Обратите внимание, что защита товарного знака распространяется только на те товары и услуги, которые указаны в свидетельстве. Как правило, при регистрации товарного знака для приложения выбирают 9 класс (приложения и программы) и 42 класс (услуги по разработке программ и приложений). Если в дальнейшем вы планируете выпуск и реализацию различного мерча с названием вашего приложения или с изображением персонажей (например, приложение игровое), то можно добавить еще 16 класс (сувенирная продукция), 25 класс (одежда и обувь), а также 28 класс (игрушки).
Немного примеров: ООО "Яндекс" зарегистрировала товарный знак "Яндекс ГОРОД" с максимально возможным перечнем товаров и услуг (свидетельства на товарные знаки №№ 734080 и 731476).
После регистрации под защитой будут также названия, которые похожи на ваше обозначение. Такая защита прав будет действовать в течение 10 лет и может быть продлена неограниченное количество раз.
Промышленный образец
Защитить оригинальный интерфейс, который создан специально для вашего приложения (дизайн, необычное расположение иконок и частей экранов, галерей, динамических элементов), можно в качестве промышленного образца.
Промышленный образец – это решение, относящееся к внешнему виду, т.е. патент закрепит ваши права на то, как выглядит определенный объект, в нашем случае, интерфейс приложения. Срок охраны патента на промышленный образец составляет 5 лет с возможностью продления до 25 лет.
ООО "Яндекс" защищает интерфейсы знакомых всем сервисов: патенты на промышленные образцы №№ 100844, 100846, 100848
Учтите, что поскольку регистрируется конкретный внешний вид, то при существенном изменении интерфейса (например, он будет обновлен в новой версии приложения), действие патента на него распространяться не будет.
Программа для ЭВМ
Исходный код, на котором написано приложение, может быть защищен в качестве программы для ЭВМ. Обратите внимание, что программа охраняется именно как литературное произведение, то есть как совокупность букв, цифр, знаков препинания и других символов.
Срок действия прав на программу достаточно долгий и истекает через 70 лет после смерти последнего автора. Стоит также отметить, что правообладателем программы для ЭВМ может быть физическое лицо.
Изобретение
Защитить алгоритмы можно в качестве изобретения, но сделать это немного сложнее, чем в случае получения патента на промышленный образец. Здесь уже придется потрудиться над выявлением действительно патентоспособного объекта и тщательной проработкой его для составления формулы и описания патента. Срок действия изобретения составляет 20 лет, при этом ежегодно подлежит поддержанию в силе.
ООО "Яндекс" регистрирует алгоритмы в качестве изобретений: Способ (варианты) и сервер для загрузки приложения (Патент на изобретение RU 2634219), Способ (варианты) и электронное устройство (варианты) взаимодействия с элементом потока содержимого (патент на изобретение RU 2635065), Способ и сервер для выбора элементов рекомендаций для пользователя (патент на изобретение RU 2693323).
Объекты авторского права. Музыка и видео
У вашего приложения есть уникальное музыкальное сопровождение (например, звук всплывающего окна или главная мелодия экрана загрузки)? Музыка, как и прочий контент (оригинальные видео, тексты, описания, статьи), которые созданы специально для приложения,– всё это объекты авторского права.
Право на такие произведения возникает в момент их создания. В качестве меры дополнительной защиты, произведения можно задепонировать, то есть предоставить экземпляр произведения в специальное хранилище, что позволит подтвердить авторство на определённую дату. Это обезопасит вас, если возникнут споры об авторстве.
Безусловно, лучшим вариантом для получения вами исключительных прав на приложение является комплексная защита всех его элементов:
Товарный знак — защищает название приложения и его логотип в магазине (теперь ни одно "похожее" приложение не пройдет).
Патент на промышленный образец — охраняет интерфейс приложения от прямого копирования.
Изобретение — дает вам исключительные права на уникальный алгоритм.
Сохраните все в тайне. Не выкладывайте в сеть или публичный доступ, даже частично, скриншоты интерфейса или дизайна, исходный код. Даже если вам очень хочется поскорее поделиться своим полезным приложением, то не делайте этого до подачи заявки, а в идеале – до получения свидетельства. Иначе вы рискуете: предприимчивые заинтересованные лица могут скопировать ваше детище и подать заявку раньше вас.
В разработке приложения принимали участие несколько специалистов? Не забудьте определить, кто будет являться правообладателем, указать всех авторов и выплатить вознаграждение. Таким образом, вы избежите судебных разбирательств в будущем.
Посмотрите на свой проект другими глазами. Патент нужен для того, чтобы обеспечить компании временную монополию на производство и продажу определенного продукта, а ещё патенты увеличивают стоимость компании. С точки зрения потенциальных инвесторов, защищенные решения выглядят намного привлекательнее.
В случае недобросовестного копирования у вас будет несколько эффективных и легальных инструментов защиты своей интеллектуальной собственности.
Со всеми нашими услугами можете ознакомиться здесь.
Сейчас мы попросим у вас доступ к вашему аккаунту ВКонтакте. Нажмите «Разрешить», чтобы сервис SMM-Броня смог проанализировать вашу группу. Онлайн Патент использует официальные ресурсы доступа ВКонтакте и не собирает ваши личные данные.