Что такое выставочный и конвенционный приоритеты?
Российское и международное законодательства разграничивают понятия выставочного и конвенционного приоритета.
Для начала: что такое приоритет?
Легального нормативного определения в Гражданском кодексе РФ нет. Исследователи в сфере авторского права активно спорят по этому поводу. Большинство из них считает, что приоритет — это притязание на закрепление факта подачи заявки одним автором раньше других.
Если исходить исключительно из позиции Гражданского кодекса, приоритет определяется по дате подачи заявки в компетентный госорган (статьи 1381, 1494).
И зачем нужен выставочный и конвенционный приоритет?
Это исключения из заданных правил (статьи 1382, 1495 ГК РФ).
Представим себе ситуацию. Фирма приезжает на крупную выставку, хочет продемонстрировать свои новинки. Но где гарантия, что их инновации не будут использованы незаконно другими?
Чтобы защитить интеллектуальную собственность, делается маленькое исключение: презентующая свои объекты компания, получает правовую защиту созданного в случае, если на данный объект интеллектуальной собственности был заявлен патент.
Это правило (выставочный приоритет) действует для всех международно признанных выставок и экспозиций, организованных на территории государств-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
С конвенционным приоритетом немного сложнее. Он определяется по дате подачи первой заявки на регистрацию. То есть, иначе говоря, если субъект подает заявку в одной стране-участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности, то в этом случае он получает первенство (приоритет) в других государствах в течение определенного срока, который отсчитывается с момента подачи заявки в первой стране.
Каким образом конвенционный или выставочный приоритет в отношении товарных знаков проверяет Роспатент?
Если заявитель просит об установлении конвенционного приоритета, то в ведомстве смотрят на следующие детали:
- необходимы документы, подтверждающие первую заявку;
- важно соблюсти сроки.
Кроме того, обращающемуся нужно не нарушить концептуальное соответствие первой и второй заявок.
Если заявитель хочет установить выставочный приоритет, то в этом случае проверяются документы, подтверждающие правомерность требований, оцениваются сроки подачи заявки, а также анализируется соответствие обозначения тому бренду, который был помещен на экспонатах международно-признанных выставок (Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N 482).
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь, а патент на промышленный образец (дизайн) тут.