База знаний
Промышленные образцы Хотите задать вопрос?

Как защитить оригинальную упаковку товара?

Первое, на что обращает внимание потребитель при выборе товара, - это, безусловно, упаковка. Броское цветовое сочетание, особая форма, специфическое расположение узнаваемых элементов на упаковке, - все это создает уникальный паттерн восприятия, позволяющий потребителю безошибочно выделить ваш товар среди десятков других товаров, представленных на полках супермаркетов.

По существу, упаковка товара во многом формирует его восприятие потребителем. Создаваемое ею визуальное впечатление запоминается, при совершении последующих покупок клиент использует элементарный процесс выбора: "ага, вот эта красненькая с белым принтом, было вкусно". Как следствие - вам как производителю важно понимать, что на полке не появится других "красненьких с белым принтом", и заранее защищать свои исключительные права на разработанный дизайн упаковки.


Защита со всех сторон: разбираем на примере

Разберем основные подходы к защите упаковки товара на примере вывода на рынок новой линейки лимонадов. Для запуска продаж производитель разработал и организовал выпуск бутылки оригинальной формы. Если быть конкретными, бутылка отличается от аналогов:

  • нестандартными изгибами стенок,
  • особым исполнением донышка,
  • уникальным дизайном крышки.

Задача производителя: избежать появления на полках магазинов лимонадов других производителей в бутылках с похожим дизайном.

Решение задачи предполагает получение правовой охраны самой бутылки и отдельных ее элементов в применимых формах. Необходимо учитывать, что отдельные элементы бутылки могут получить защиту в качестве различных объектов интеллектуальной собственности. Как минимум, существует две формы защиты оригинального дизайна такого изделия, как бутылка:

В некоторых случаях, бутылка может охраняться также и в качестве полезной модели - однако лишь в том случае, если она обладает определенной технической новизной. Пока же предположим, что речь идет только о защите внешнего вида изделия, и попробуем разобраться, как его лучше охранять - в форме объемного товарного знака или патента на промышленный образец (дизайн).


Что будем защищать?

Товарный знак представляет собой некоторое обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или объемное), служащее для индивидуализации товаров и услуг. Охраняется товарный знак в том виде, в каком он представлен для регистрации (ст.ст. 1477, 1482 ГК РФ). При этом товарный знак не может быть зарегистрирован для обозначений, представляющих собой форму товаров. Это значит, что для регистрации объемного товарного знака упаковка обязательно должна обладать различительной способностью: смотрим на упаковку, и сразу понимаем, что это лимонад производства определенного завода ("различаем" производителя прямо по упаковке товара).

Товарный знак относится только к определенным товарам... Иначе говоря, при защите своих прав на объемный товарный знак вы ограничены изначально заявленным перечнем товаров. Выбрали лимонад - для лимонада и будет охраняться бутылка, для вина ее смогут использовать без ограничений. В случае с промышленным образцом защита распространяется на любые виды товаров - охраняется непосредственно внешний вид изделия, отраженный в выданном вам патенте.

Патент на промышленный образец охраняет решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (п.1 ст. 1352 ГК РФ). То есть, в частности, патент на промышленный образец может использоваться для защиты дизайна товара, его формы, внешнего вида и используемой для него упаковки.

На практике, для бутылок чаще используется защита в форме промышленных образцов. Доказать приобретенную различительную способность достаточно сложно, одной же оригинальной формы для регистрации объемного товарного знака на бутылку обычно недостаточно - заявка на регистрацию товарного знака № 2016739654 тому яркий пример. Форма бутылки как таковая по умолчанию классифицируется как определяемая главным образом ее назначением, а следовательно, не имеет шансов на регистрацию в силу положений пп. 4 п.1 ст. 1483 ГК РФ.

В то же время, среди зарегистрированных товарных знаков можно найти примечательные примеры успешных регистраций разнообразных бутылок и бутылочек: в том числе бутылку МЕНДЕЛЕЕВ, флакон духов АБАР или бутылочку-динозавра Данон.


Кто будет владеть правами?

Правообладателем патента на промышленный образец может быть как физическое (в том числе имеющее статус индивидуального предпринимателя), так и юридическое лицо. Законодательством не предусмотрено никаких ограничений на территорию регистрации юридического лица (или гражданство физического лица). 

Для товарного знака правообладателем может быть только юридическое лицо или физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, опять же без ограничений в части российских или иностранных лиц. А вот физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, правообладетелем товарного знака быть не может.


Сколько будет действовать защита?

Срок действия исключительного права на объемный товарный знак, на практике, не ограничен. Первоначально свидетельство на товарный знак действует в течение 10 лет, однако правообладателю предоставлена возможность продления срока действия товарного знака неограниченное количество раз.

Патент на промышленный образец действует в общей сложности не более 25 лет. Технически, для достижения максимального срока патент придется продлить четыре раза, так как первоначально он действует всего 5 лет.


Сколько ждать регистрации?

Срок регистрации товарного знака, от подачи заявки до получения свидетельства на товарный знак, составляет примерно 6-8 месяцев. Примерно столько же составляет и срок регистрации патента на промышленный образец.


От кого защищаемся?

Нарушителем исключительного права на товарный знак будет считаться лицо, которое использует:

  • обозначение, тождественное зарегистрированному товарному знаку, - то есть точно такую же оригинальную бутылку,
  • обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным объемным товарным знаком (бутылкой).

Промышленный образец признается использованным в изделии третьего лица, если такое изделие:

  • либо содержит все существенные признаки промышленного образца (в нашем случае, запатентованной бутылки),
  • либо содержит совокупность признаков, производящую на информированного потребителя такое же общее впечатление, какое производит запатентованный промышленный образец.

Тонкие отличия "сходства до степени смешения" и идентичности "общего впечатления, производимого на информированного потребителя" - безусловно существуют, но иногда сложны для восприятия даже практикующих юристов, поэтому погружаться в эти детали мы пока не будем. Достаточно сказать, что если потребители путают вашу бутылку с чужими - это повод разобраться в ситуации и понять, что именно нарушают производители тех самых чужих лимонадов.


Что же в итоге?

В конечном счете, как обычно и бывает, защиту лучше обеспечивать во всех доступных формах: регистрировать товарный знак, патентовать промышленный образец, и, возможно, даже несколько раз для разных вариантов разработанных вами бутылок. Каждый из способов защиты имеет свои преимущества и недостатки - мы собрали их в небольшой таблице:


Характеристика
Промышленный образец
Товарный знак
Срок правовой охраны
25
де-факто бессрочно (от 10 лет и более)
Ограничение по видам деятельности
нет
да
Аннулирование в связи с неиспользованием
невозможно
возможно
Аннулирование в связи с отсутствием новизны
возможно
невозможно
Принадлежность прав физическому лицу
да
нет


Обеспечивайте безопасность своих разработок по методу "360 градусов" - используя максимально возможное (и разумное при этом) количество вариантов правовой охраны. Тогда конкурентам будет сложнее безнаказанно нарушить ваши права, а вы будете уверены в устойчивости своих позиций на рынке. По крайней мере, в части ваших возможностей по пресечению попыток третьих лиц имитировать успешный дизайн ваших товаров.

Оформить патент на промышленный образец вы можете здесь.

Похожие статьи:
Стоимость мебели и сантехники зависит не только от качества материалов, но и от удачности дизайна. Если элементы обстановки комнаты хорошо выглядят и вписываются в общий дизайн, а также создают у потребителя должное...
Пром. образцы
Как защитить сантехнику с помощью патента на дизайн
Бывают ситуации, когда несколько продавцов на маркетплейсах предлагают один и тот же товар: при этом разработчик-«первопроходец» обычно один, а остальные — просто скопировали успешный проект, дав ему собственные...
Пром. образцы
Как запатентовать продукт для защиты на маркетплейсах
Создание архитектурных композиций как на бумаге, так и в реальности защищается российским законодательством. Единственное — правообладатель должен правильно оформить юридическую документацию, регламентирующую...
Пром. образцы
Как архитектору защитить дизайн своих проектов
Для решения некоторых бизнес-задач может подходить сразу несколько видов интеллектуальной собственности. Например, для маркировки продукции можно использовать промышленный образец или товарный знак.  Товарный...
Пром. образцы
Что выбрать: промышленный образец или товарный знак?
В сфере продуктов питания значительная часть сложностей связана с получением разрешений и сертификатов. Однако после всех усилий может оказаться, что кто-то начнет копировать продукт и продавать его от своего имени....
Пром. образцы
Как защитить интеллектуальную собственность на молочную продукцию
Если вы хотите зарегистрировать собственный товарный знак, то можете воспользоваться Мадридской системой: одна заявка — и ваш бренд оформляется сразу в 130 странах мира. Примерно по такой же схеме работает и Гаагская...
Пром. образцы
Что такое Гаагская система патентования?
Защита интеллектуальной собственности практически обязательна в условиях повышенной конкуренции. Это распространяется и на рынок ювелирных изделий. Оригинальное и интересное изделие в будущем может стать...
Пром. образцы
Как защитить ювелирные украшения
Для промышленных образцов можно использовать единую систему подачи заявок в соответствии с Гаагским соглашением о международной регистрации промышленных образцов — это Гаагская система. Если субъект хочет...
Пром. образцы
Как запатентовать промышленный образец по Гаагской системе?
Ресторанный бизнес — один из самых популярных не только среди индивидуальных предпринимателей и семейных компаний. При этом значительная доля успеха предприятия зависит не только от оформления и обслуживания, но и...
Пром. образцы
Как защитить фирменные блюда?
Российское и международное законодательства разграничивают понятия выставочного и конвенционного приоритета. Для начала: что такое приоритет? Легального нормативного определения в Гражданском кодексе РФ нет....
Пром. образцы
Что такое выставочный и конвенционный приоритеты?
В предыдущей статье мы уже рассказывали, как оформить лицензионный договор на товарный знак. Давайте рассмотрим, что необходимо для заключения лицензионного договора на промышленный образец. Что такое договор...
Пром. образцы
Лицензионный договор на использование промышленного образца
Для юридической защиты дизайна сайта можно использовать сразу несколько способов. 1. Регистрация внешнего вида портала как промышленного образца. Формат оформления документов стандартен: первоначальный патентный...
Пром. образцы
Как защитить дизайн сайта с помощью патента на промышленный образец (дизайн)
Для оформления патента на промышленный образец вам необходимо подать заявку в Роспатент. Подготовить все документы для подачи заявки в электронном виде, а также вести дальнейшую переписку c Ведомством, вы можете в...
Пром. образцы
Сколько стоит регистрация промышленного образца?
Промышленный образец— это решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Его еще называют патентом на дизайн. Промышленный образец защищает только внешний вид объекта, без...
Пром. образцы
Как зарегистрировать промышленный образец?
Промышленный образец – это внешний вид, дизайн объекта, который зарегистрирован в Роспатенте. Предприниматели оформляют патент на промышленный образец, чтобы защитить дизайн объекта (мебель, интерфейс сайта,...
Пром. образцы
Договор отчуждения права на промышленный образец
Исторический экскурс Увековечить себя в бронзе мечтают многие. А о чем мечтают те, кто этим занимается? Как оказалось, о защите авторских прав — во всяком случае, во Франции в конце XIX века. Эжен Соло, французский...
Пром. образцы
L'enveloppe Soleau: что это такое и как подать
Если занимаетесь производством мебели, то можете рассчитывать на юридическую защиту товарного знака, внешнего вида создаваемых объектов и разработанных инноваций при конструировании образцов. Расшифруем, что это...
Пром. образцы
Интеллектуальная собственность на мебель: что можно защитить?
Любая дизайн-студия может обладать внушительным портфелем объектов интеллектуальной собственности. И это не только товарные знаки, но и, например, промышленные образцы, программы для ЭВМ и многое другое. Все эти...
Пром. образцы
Как дизайн-студии защитить свою интеллектуальную собственность
Как известно, внешний вид значительно влияет на восприятие вкуса. Этот тезис хорошо знаком производителям продовольственных товаров. Именно по внешнему виду потребитель сначала оценивает ваш товар. И речь не только...
Пром. образцы
Как не подарить конкуренту дизайн вашей продукции
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!