Как защитить группу в соцсетях?
Поскольку социальные сети из просто места для общения стали площадками с потенциальной аудиторией — владельцы таких групп стараются защитить контент от копирования любыми способами. В первую очередь возникают попытки защитить авторские права на отдельные элементы контента, например, тексты постов. Однако это не единственный вариант.
Как работает защита авторских прав в социальных сетях
Площадки предлагают для авторов разные условия сохранения материала. Где-то аудио и видео даже нельзя сохранить себе на устройство, чтобы злоумышленникам было сложнее выкрасть чужой контент. Где-то само размещение контента в соцсети означает передачу третьим лицам неисключительного права пользования этим контентом, включая копирование (например, так указано в пункте 7.1.3 правил Вконтакте).
Авторские права распространяются на тексты, фотографии, видеоматериалы. Официально подтверждать авторские права не нужно — они возникают в момент создания произведения. Однако для полноценной защиты и возможности бороться со злоумышленниками, ворующими контент, нужен подтверждающий авторское право документ.
Как ещё можно защитить контент группы
Авторские права распространяются не только на контент непосредственно, но и на группу как базу данных (сделать это можно здесь). Как показывает судебная практика, суды готовы рассматривать как минимум группу Вконтакте в качестве базы данных. Главное — полностью соответствовать определению из статьи ГК РФ №1334. Так, для получения исключительных прав на базу данных необходимо, чтобы на её создание были потрачены значительные ресурсы (финансовые, организационные, материальные или иные).
В целом на создание группы с подбором и обработкой материала, а также его дальнейшей систематизацией в рамках ограниченного функционала, действительно затрачиваются значительные ресурсы, что позволяет защитить право на свой контент как на базу данных. Главное — иметь документы, подтверждающие не только авторство, но и сложность создания материала. Если есть какие-то счета или подтверждения иных затрат, то их стоит сохранять на всём протяжении ведения группы.
Наконец, самый однозначный способ защитить часть группы в социальных сетях — регистрация товарного знака. Это позволит защитить название группы, её логотип и даже фирменное оформление. С наличием свидетельства о защите товарного знака в случае как судебных, так и внесудебных разбирательств исход будет более однозначным. Главное — доказать достаточную степень схожести оформления нарушителя с тем оформлением, которое зарегистрировано в Роспатенте.