Как защитить компьютерную игру: от программ для ЭВМ до патентов
Компьютерные игры разного масштаба успешно используются для получения дохода. Нарастающая конкуренция на рынке вынуждает разработчиков дополнительно защищать свои идеи, коды, дизайны и прочую интеллектуальную собственность. Посмотрим, какие для этого методы существуют и какой является основным.
Программный код — программа для ЭВМ
Непосредственно текст программы для игры, написанный на определённом языке программирования — это объект авторского права. В России авторские права не могут быть полноценно зарегистрированы, они возникают ещё в ходе создания произведения. Однако это не совсем верно для баз данных и программ для ЭВМ — их регистрацию в Роспатенте провести можно, закрепив уникальность и своё авторство. После регистрации продукт проще распространять по лицензионному договору, а в случае необходимости и продавать.
Примеры зарегистрированных программ для ЭВМ, у которых уже в описании указано, что это мобильная игра, а название совпадает с названием самой игры — Road Drivers, King Crushers, Animal Village, Mermaid и другие. Главные недостаток при регистрации программ для ЭВМ — воспроизведение такой же игры на другом языке программирования не будет являться нарушением.
Названия — товарный знак
Товарный знак защищает только слово или изображение, используемое для индивидуализации. Это может быть логотип игры, название игрового мира или что-то ещё. Даже если кто-то создаст такую же игру, её продвижение придётся осуществлять под новым названием, что не даст ввести в заблуждение уже сформированную аудиторию.
В России товарные знаки на игры регистрируются не так активно, как сами программы. В классах МКТУ обычно указывается 09 класс (непосредственно программное обеспечение и т. п.), 41 класс (развлечения и онлайн-игры) и 42 класс (разработка и поддержка ПО).
Внешний вид персонажей — промышленные образцы или патент на дизайн
Промышленные образцы можно применять для защиты дизайна. Например, они могут использоваться для защиты интерфейса, дизайна отдельных элементов управления. При регистрации промышленного образца можно защитить сразу несколько вариантов вида одного и того же объекта. Например, промышленный образец №130498 защищает несколько дизайнов интерфейса с результатами игры.
Технические решения — изобретения и полезные модели
Этот тип
зарегистрировать будет сложнее всего. Чтобы Роспатент одобрил заявку, оформлять нужно что-то действительно уникальное и относящееся скорее к способам реализации игровых процессов, чем непосредственно результату. Например, патент
2 413 998 описывает “Способ выполнения стрельбы по цели в сетевой компьютерной игре”.