Порядок внесения в Реестр отечественного ПО
В 2016 году в РФ, руководствуясь требованиями Федерального закона № 149, создали реестр российского программного обеспечения. Цель проекта — расширение использования IT-продукции органами государственной власти, а также оказание правообладателям ПО мер господдержки.
Какие преимущества сейчас даёт нахождение в реестре
По данным на конец 2022 года, можно выделить несколько позитивных моментов:
Во-первых, компании, внедряющие отечественное ПО, получают финансовую поддержку со стороны Правительства РФ (для этого, например, можно поучаствовать в грантовых конкурсах).
Во-вторых, так как в государстве действует политика полного импортозамещения, то компании с госучастием должны в первую очередь закупать именно национальное ПО, внесенное в реестр (это правило становится императивным для закупок ПО в сфере критически-важной инфраструктуры).
В-третьих, за продажу прав на ПО компания освобождается от НДС (п. 26 ст. 149 НК РФ).
Условия попадания в реестр
Претендовать на попадание в реестр могут программы:
- исключительное право на которые принадлежит:
А) публичной власти РФ,
Б) российской некоммерческой организации (если она формируется органами публичной власти РФ и если на ее позицию не могут оказывать влияние зарубежные фирмы),
В) коммерческой организации из РФ (если доля национального участия более 50%);
Г) гражданину РФ;
- если ПО реализуется свободно на территории государства и никаких ограничений не установлено;
- сумма выручки за распространение ПО среди иностранцев составляет не более 30%;
- в ПО нет государственной тайны;
- ПО соответствует системе сертификации;
- ПО не обновляется / не поддерживается с территории зарубежных стран;
- гарантийное обслуживание не предполагает иностранного влияния.
Порядок подачи заявления
Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются постановлением Правила формирования и ведения единого Реестра Российских программ для ЭВМ и баз данных"
Заявление в Минкомсвязь на внесение в реестр —бесплатное, и его можно подать онлайн, через электронную форму на официальном сайте reestr.minsvyaz.ru.
Теперь рассмотрим каждый шаг процесса подачи заявления и внесения в реестр во всех подробностях.
Шаг №0. Для подачи заявления и физическому, и юридическому лицу необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого делаете следующее:
0.1. Проверяете наличие у организации ключа ЭЦП, выданного центром, аккредитованным Минкомсвязи (https://e-trust.gosuslugi.ru/#/portal/sig-check). Если такого ключа ЭЦП нет – нужно будет его получить.
0.2. Проверить наличие личной учетной записи руководителя организации в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации), например, Генерального директора организации (если Заявление подается от организации) или Вашей личной учетной записи (если Заявления подается от гражданина Российской Федерации или индивидуального предпринимателя). Если ее нет – то создать (но в принципе речь идет об учетной записи на портале Госуслуг, скорее всего, она у вас есть). Оформляется такая учетная запись бесплатно.
0.3. Создать учетную запись юридического лица в ЕСИА (в частности, в случае подачи заявления от организации), для этого:
— в вашем личном кабинете физического лица на портале Госуслуг перейти на вкладку «Организации»,
— выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,
— заполнить предлагаемую форму, подтвердить ее ключом ЭЦП организации.
Итак, все отлично и вам удалось зарегистрироваться. Заходите на сайт https://reestr.minsvyaz.ru/, нажимаете на «Подать заявление. Формы для заполнения заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов».
Далее переходим к заполнению заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузке документов и материалов. Заполнение происходит онлайн, интерфейс весьма дружелюбный.
Шаг № 1. Сформулируйте название вашего программного обеспечения. Здесь же можно указать предыдущие и альтернативные названия, если таковые имеются.
Шаг № 2. Теперь потребуется ваше программное обеспечение классифицировать по двум классификаторам. Однозначно классифицировать ПО получается не всегда, но возможно относить ПО сразу к нескольким классам. "Подобрать класс(ы), в том числе основной класс, которым соответствует Ваше программное обеспечение (ПО) Вы можете в классификаторе по следующей ссылке.
К определению своих классов стоит подойти крайне внимательно: если допустите ошибку, то ПО никто не найдет в реестре (кроме того, неподходящий предлагаемый вами класс может стать основанием для отклонения заявки).
Далее необходимо определить код продукции (он будет доступен после выбора класса). Посмотреть варианты кодов продукции можно здесь.
Шаг № 3. Из карточки компании необходимо скопировать все основные данные: наименование, ОГРН, ИНН. Указываете доли физлиц-собственников компании. Прикладываете копию Устава в действующей редакции.
Обратите внимание, что исправление ошибок в заявке будет возможно только по специальному запросу.
Специалистам, принимающим решение о включении той или иной разработки в реестр, будет интересно, кем является правообладатель: российской коммерческой организацией (РКО); РКО, имеющей в цепочке владения иностранных лиц; российской некоммерческой организацией; гражданином РФ. Если организация имеет в цепочке владения иностранных лиц, потребуется раскрыть всю эту цепочку в форме таблицы и загрузить отсканированные выписки из реестров соответствующих государств. Сведения собираются в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5% уставного капитала организации-правообладателя.
От бухгалтерии правообладателя могут потребоваться сведения, подтверждающие тот факт, что общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам на предоставление прав на ПО в пользу иностранных лиц составляет менее 30% выручки правообладателя софта от его реализации.
Минкомсвязи также потребует данные о статусе лица, подписывающего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Этим лицом может быть представитель правообладателя, действующий по доверенности (в таком случае потребуется загрузить сканированную версию доверенности), лицо, имеющее право действовать от имени правообладателя без доверенности (то есть в том случае, если заявление подписывается генеральным директором, никаких дополнительных доверенностей не требуется) или же сам правообладатель.
В завершение необходимо указать адрес электронной почты и номер телефона, по которому будет осуществляться связь с заявителем. По этим контактным данным будут направляться уведомления и запросы о предоставлении дополнительной информации.
После этого сведения о правообладателе вносятся в реестр.
Шаг №4. "Потребуется указать ссылку на страницу сайта правообладателя в сети Интернет, где размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения, а также информация, необходимая для установки и эксплуатации программного обеспечения.
Также потребуется загрузить:
- Документацию, содержащую описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения, например, Общее руководство (Руководство пользователя, руководство администратора),
- Инструкцию по установке/развертыванию Вашего ПО с целью экспертной проверки (Для SAAS/облачных решений инструкция должна содержать шаги по развертыванию серверной части, а также предоставление доступа пользователю, например, через веб-сайт или мобильное приложение),
- Документацию, содержащую описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.
- Служебное задание (и Приказ) на разработку программы для ЭВМ или Договор на разработку программы для ЭВМ с последующим отчуждением исключительного права, Акт приема-передачи."
Помимо всего прочего, необходимо предоставить доступ к экземпляру ПО — прикрепить ссылку на скачивание дистрибутива софта. Следует приложить инструкцию по скачиванию и установке, обеспечить для экспертов возможность анализа вашего ПО — то есть, например, предоставить тестовый лицензионный ключ.
Особое внимание стоит уделить пункту об основаниях возникновения исключительного права на программу за заявителем (например, собственная разработка, служебное произведение, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнить в произвольной форме, но главное – убедительно, так как экспертному совету предстоит разобраться, действительно ли вы имеете права на данное ПО. Большим плюсом здесь будет свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте, так как оно имеет юридическую силу и презумпцию достоверности сведений.
В том случае, если в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации, потребуется предоставить дополнительные данные. Соответствие софта требованиям безопасности информации должно быть подтверждено особым сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Также следует подтвердить, что правообладатель имеет лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
Обратите внимание, что заявляемое ПО может взаимодействовать или включать стороннее ПО, например, СУБД, библиотеки и т.д., причем таким сторонним ПО должно являться Российское ПО, причем, крайне желательно, чтобы такое стороннее ПО было включено в Реестр. Так, например, при использовании ПО совместно с СУБД (для хранения данных), такая СУБД должна быть Российской, в частности, включенной в Реестр.
Шаг №5. Подача заявления заканчивается подписанием его электронной цифровой подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязью, и отправкой на рассмотрение.
Что происходит после подачи заявления?
Минкомсвязь рассматривает заявку. Эта процедура юридически состоит из трех этапов:
— на первом — оценивают предоставленные документы, а также проверяют, открываются ли все ссылки. Если претензий нет, то дальше переходят к непосредственной проверке ПО;
— на втором — привлекают программистов для оценки кода (при этом всегда анализируют не только взаимосвязи разработки с зарубежным ПО, но и соблюдение изготовителем программы исключительных или авторских прав);
— на третьем — на основе проводимого анализа принимается итоговое решение.
Что в итоге?
Вся процедура, связанная с попаданием в реестр отечественного ПО, занимает приблизительно 70 дней — при условии, что кандидат на позицию в реестре отвечает исходным требованиям законодательства о российском ПО и весь немаленький пакет документов оформлен верно и непротиворечиво. Но, как бы то ни было, если компания-разработчик хочет участвовать в госзакупках, ее программное обеспечение необходимо внести в Реестр, поскольку именно софт из этого Реестра в первую очередь должен быть рассмотрен госзаказчиком для закупки.
Чтобы немного облегчить непростой путь разработчика к внесению в Реестр отечественного программного обеспечения, мы предлагаем комплекс услуг по внесению в Реестр, включающий проверку допустимости включения продукта в Реестр, подготовку комплекта необходимых документов и сопровождение экспертизы в Минцифре. Оставьте заявку онлайн для более подробной консультации со специалистом.