Журнал
8 800 700-55-29
Изобретения16 июня 2025

Как выбрать стратегию патентования?

9 минут

9 минут

Главная цель получения патента — это не просто «оформить документацию» или решить какие-то маленькие задачи. Патентование необходимо для масштабных проектов — расширить долю на рынке, завоевать положение в новых сферах (секторах), максимально продвинуть свои технологии с точки зрения бизнес-задач. Исходя из этих позиций, выбирается и соответствующая стратегия.

Сразу отметим: она заключается в формировании настоящего (большого) патентного портфеля. Полученные таким путем охранные документы нужны для комплексного юридического подкрепления созданной технологии: ни один конкурент, учитывая подобную концепцию, не сможет использовать вашу инновационную разработку ни при каких обстоятельствах.

Как сформулировать стратегию?

На первых порах надо определить правильно ту продукцию и те решения, на которые предприятие может получить патент. Это предполагает необходимость комплексного анализа придуманного.

При этом если разработанная технология неизвестна широкой публике, то у менеджеров компании есть два варианта: либо они официально патентуют объект, либо — засекречивают его. Каждый путь имеет свои юридические тонкости и преимущества.

Далее — если принимается решение о патентовании, то надо определить объект охраны. Здесь рассматривается сама продукция, то, из чего она была изготовлена, или способы создания ее. Установив эти позиции, дальше надо определить, на какие страны будет распространяться юридическая защита и каков формат патента. Если выбираете блокирующий патент, то другие фирмы не смогут производить подобное. Если у вас есть стратегический партнер, то в этом случае предусматриваются патенты для сотрудничества. Если есть взаимозависимые патенты предприятий, то можно посмотреть на перекрестное лицензирование.

Патентных стратегий, кстати, очень много. О некоторых из них можно прочитать здесь.

Есть ли примеры наиболее интересных патентных стратегий?

Да. Вот — IBM. В 2000-х она действовала в патентной стратегии — оформление всего, что придумано. В список защищаемого вносились даже бизнес-методики.

Однако с течением времени корпорация решила переформатировать свою политику. В результате:

  • На авторов заявок возложили ответственность за качество создаваемого;
  • Все заявки решили разместить в публичном доступе с возможностью обсуждения;
  • Эффективность патентования, заявили в корпорации, должна быть понятна и прозрачна;
  • Что касается методов, связанных с бизнес-концепциями, то они не имеют никакой технической ценности и, соответственно, патентоваться не должны.