7 частых вопросов о патентовании мобильных приложений

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала

Сегодня мобильное приложение — это обязательный атрибут любого уважающего себя и своих клиентов проекта. При этом оно представляет собой потенциальный долгосрочный актив, который может принести автору и разработчику серьезную прибыль. В связи с чем у них возникает вполне резонное желание запатентовать свое творение. 

Кроме того, юристы отмечают рост количества прецедентов, связанных с незаконным копированием приложений и, соответственно, потерей потенциальных пользователей в app store и google play, дохода и доли рынка. 

В случае с мобильными приложениями, как правило, необходимо защитить не сам продукт, а общую идею функционирования сервиса, отражающую новизну подхода к решению той или иной задачи.

Как защитить свое авторское право на разработку и предупредить использование его конкурентами? Попробуем рассмотреть этот процесс и его особенности, ответив на семь самых популярных вопросах о патентовании мобильных приложений.  

Что патентуется?

Патентоспособным может быть, в первую очередь, концепция мобильного приложения, реализованная во взаимодействиях с пользователем, способах подачи информации, организации социальных сервисов или новом мессенджере. Мобильное приложение, это, прежде всего, изобретение, поэтому оно должно соответствовать определенным критериям патентоспоосбности. Например, представлять собой новое техническое решение, уникальное в своем роде. И оно должно обладать определенным уровнем исполнения. Так, если просто убрать лишний по вашему мнению функционал из уже существующего приложения, то такое решение не будет признано патентоспособным. Необходима новая уникальная функция, которая выполняет полезное для пользователя действие. Наконец, новое изобретение должно быть промышленно применимым и беспрепятственно использоваться в заявленной отрасли.

Кстати, срок действия патента на мобильное приложения установлен ст. 1363 ГК РФ и составляет 20 лет. Продлить патент на мобильное приложение не получится, поскольку законодатель позволяет продлевать только патенты на лекарственные средства или химикаты, которые используются только по лицензии.

Мобильное приложение как сложный объект состоит из нескольких элементов, которые необходимо патентовать по-отдельности. Прежде всего это программный код, оригинальный алгоритм приложения, дизайн интерфейса и, наконец, название, логотип или иконка, которые регистрируются как товарный знак.  

Фрагмент патента «Способ создания синтетического изображения» Яндекса 

Что с авторскими правами?

Мобильное приложение является объектом интеллектуальной собственности по части 1 статьи 1259 ГК РФ. Это означает, что оно практически приравнивается к литературному произведению и на него распространяются положения об авторском праве. Авторское право возникает с момента публикации разработки и не нуждается в регистрации.   

Однако не лишним бывает подстраховаться и обратиться к нотариусу, зафиксировав время предъявления своего мобильного приложения. Можно также отправить себе на почту письмо с вложением и затем заверить распечатку письма у нотариуса. Кроме того, можно зарегистрировать авторское право в РАО. 

Также можно зарегистрировать на свое приложение исключительное право. Оно позволяет использовать вашу разработку по своему усмотрению. Но для этого нужно стать правообладателем — получить патент или свидетельство о регистрации на объект интеллектуальной деятельности. 

Что здесь изобретение?

Патентование изобретения дает самую надежную защиту для ИТ-продукта, так как под охрану попадает не внешний вид, а оригинальный алгоритм программы. То есть, порядок действий, способ решения задачи, который никогда раньше не использовался. Как уже говорилось, изобретательский уровень предполагает, что изобретение должно быть неочевидным для специалиста в этой области, то есть не должно быть получено уже известными способами.

В заявке на регистрацию необходимо привести описание изобретения, указать его наименование, область техники, сущность, результат применения. Формула изобретения — основная часть, где раскрывается суть алгоритма, который будет защищен патентом. Для наглядности к заявке прилагают чертежи, схемы и другие наглядные материалы, позволяющие визуализировать работу алгоритма. 

Фрагмент патента «Интерфейс пользователя для управления приложением мобильного устройства» Apple

Как запатентовать интерфейс?

На дизайн интерфейса, который представляет собой художественно-конструкторское решение, распространяются правила патентования промышленных образцов. Особенно, если это решение определяет внешний вид приложения и несет определенный уникальный функционал. В отличие от изобретения, для промышленных образцов патентное законодательство России устанавливает особые критерии патентоспособности: например, он должен обладать новизной и оригинальностью, отличаться от своего ближайшего аналога как можно сильнее. 

Новым — это значит, что такой же дизайн раньше не был опубликован. Оригинальность — это непохожесть на уже существующие образцы. Дизайн не должен быть собран из уже существующих частей, не должен повторять имеющиеся концепции. Например, просто поменять цвет уже существующих иконок и запатентовать их не получится.  

Действие патента на промышленный образец ограничено 5 годами, но заявитель может продлевать его неоднократно. За каждый год продления придется платить дополнительную пошлину. В качестве примера приведем банковское приложение Сбера. Аналогично поступил ВТБ и другие банки.  

Фрагмент патента «Интерфейс выбора услуг в мобильном приложении» ПАО Сбербанк

Надо ли регистрировать код? 

Отличить оригинал компьютерной программы от копии невозможно. Никто не может гарантировать, что после выхода вашего приложения другой разработчик не скопирует код, либо название и не начнет присваивать часть вашей прибыли. Поэтому регистрация программного обеспечения — необходимый шаг для обеспечения безопасности своего приложения. По закону программный код приравнивается к литературному произведению и охраняется авторским правом.  

Права на программный код возникают с момента его создания и не требуют никакой регистрации. Однако в случае возникновения спора, будет сложно доказать, кто автор программного кода. Чтобы этого избежать программный код можно депонировать в Роспатенте и получить свидетельство.

Как сделать приложение брендом?

Товарным знаком может быть все то, что позволяет выделиться среди конкурентов. 

Это значит, во-первых, товарный знак не должен быть слишком похож на уже существующие. Во-вторых, не могут быть запатентованы общепринятые обозначения товаров и простые символы, не позволяющие отличить один товар от другого. Например, нельзя зарегистрировать торговую марку «Компьютерная программа» или «Мобильное приложение». Потребитель должен четко связывать товарный знак с определенной продукцией. 

Отличие от промышленного образца состоит в том, что промобразец защищает конкретный дизайн (например, тут), а торговая марка работает на узнаваемость бренда в целом. 

Например, под одной торговой маркой можно выпустить несколько мобильных приложений, у каждого из которых будет собственный дизайн, защищенный патентом на промобразец. 

Как регистрировать мобильное приложение? 

Прежде всего необходимо провести предварительный патентный поиск. Так можно обезопасить себя от изобретения уже существующего колеса. Наличие даже похожих прототипов может стать помехой на пути патентования в Роспатенте. Далее остается обратиться в это ведомство с заявкой, которую можно послать через почту заказным письмом с описью вложения, либо сделать это в электронном формате, либо лично или через поверенного. 

Обратиться в Роспатент можно самостоятельно, но патентное законодательство требует узконаправленных знаний как в технике, так и в праве и многочисленных ведомственных требованиях. Неподготовленному человеку очень трудно правильно подготовить документы с учетом всех требований Роспатента и разглядеть подводные камни на пути регистрации. 

Так что лучше обратиться к профессионалам. 

Заглавное фото: technofaq.org


  Узнать больше об интеллектуальной собственности и ее защите вы сможете на курсе «Прикладные вопросы управления интеллектуальными правами в инновационных проектах»    

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
912
+1
912
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.