История немецкого автомобильного бренда началась в Мюнхене 1913 году, когда промышленники Карл Рапп и Густав Отто открыли два небольших предприятия. Компании занимались производством авиационных моторов. Вскоре предприниматели решили объединиться, чтобы им было легче выдержать конкуренцию с другими фирмами. Совместное предприятие они называли Bayerische Flugzeugwerke — «Баварские авиационные заводы».
В 1917 году название меняется, теперь компания регистрируется как «Bayerische Motoren Werke GmbH». Это переводится как «Баварские Моторные Заводы». Отсюда и аббревиатура BMW.
Логотип появился в этом же году: круг, разделенный на четыре части (две белых и две голубых). Цвета считаются традиционно баварскими, поскольку на гербе Баварии изображены белые и синие ромбы. Также есть версия, что рисунок символизирует пропеллер самолета на фоне неба.
От самолетов к мотоциклам
Компания планировала и дальше производить авиационные моторы. Однако после окончания Первой мировой войны выпуск авиационных моторов в Германии был запрещен согласно Версальскому мирному договору.
Чтобы сохранить фирму, Рапп и Отто перепрофилировали производство. Какое-то время BMW занимался выпуском тормозов для железнодорожного транспорта, а в 1923 году компания начала делать мотоциклы. В этой сфере концерн ждал успех.
В 1928 году, после покупки нескольких заводов, руководство сделало ставку на автомобильное производство, но выпуск мотоциклов не прекратился. Компания начала производить автомобили Dixi. Первой моделью BMW собственной разработки была 303.
В послевоенные годы BMW вынужден был переключиться на выпуск хозяйственных товаров и велосипедов. В 1951 году концерн вернулся к производству автомобилей. В 70-е фирма становится всемирно известной. Официальные продажи автомобилей марки в России начались в 1993 году, когда в Москве появился первый официальный дилер BMW.
В третьем квартале прошлого года чистая прибыль автоконцерна увеличилась в сравнении с тем же периодом прошлого года на 42,4%, составив €2,6 млрд. И сейчас планируется переход на электрокары.
Как менялся логотип
Первая эмблема BMW, которая была зарегистрирована в Имперском реестре товарных знаков Германии, представляла собой форму старого логотипа компании Rapp с добавлением двух золотых линий и букв «BMW».
Четыре сектора внутреннего круга были выполнены в цветах Баварии — белом и синем. Но они размещались в обратном порядке, поскольку закон о товарных знаках запрещал использовать на коммерческих логотипах элементы гербов.
С 1933 года до 1997 логотип менялся незначительно: изменялась только насыщенность цветов и шрифт (с засечками и без). В 1953 аббревиатура BMW стала писаться белыми буквами на черном фоне (до этого буквы были коричневыми). В 2020 году произошло самое большое изменение: в круглом логотипе широкое внешнее кольцо вместо черного стало прозрачным. Дизайн стал более простым. Изменения символизировали открытость и доступность бренда. Новый логотип сохранил разделенный на четыре сектора центральный круг.
Интересно, что эмблема не появилась на серийных автомобилях, она используется только в социальных сетях и рекламных материалах, то есть в коммуникационных целях. В целом простой, но оригинальный дизайн выдержал испытание временем.
Интеллектуальная собственность
В 2016 году суд Шанхая обязал две китайские фирмы выплатить BMW компенсации за использование похожей торговой марки и логотипа. Они наносили товарный знак на различную продукцию, включая одежду, обувь и сумки, и из года в год изменяли логотип на близкий к BMW.
В 2013 году BMW проиграл суд «Газпром нефти». Автоконцерну не понравилось, что «дочка» «Газпрома» зарегистрировала на себя бренды G-Drive, ведь у BMW есть линейка похожих товарных знаков.
Палата по патентным спорам сохранила четыре спорных бренда за «Газпром нефтью»
У BMW много патентов. Например, в конце декабря фирма подала в США заявку на выдачу патента на руль нового типа. Он может быть использован в беспилотных автомобилях третьего уровня автономности. Управлять машиной с таким рулем можно будет одной рукой, следует из описания изобретения.
В 2021 году BMW также подала патент на необычный тип задней боковой двери — двустворчатой. Одна часть — стандартная распашная, а вторая — подъемная, открывающая просвет в части крыши. По задумке, это обеспечит удобную посадку пассажирам второго и третьего ряда сидений.
BMW входит в число самых дорогих европейских брендов по данным компании Brand Finance. А в мировом рейтинге она находится на 39 месте.
«Вот что я люблю»: Макдоналдс и история его знаменитого товарного знака
История Kodak: от гиганта фотоиндустрии до банкрота
История Pepsi: от «Напитка Брэда» до общеизвестного товарного знака в России
Заглавное фото: Flickr