ПАО «КАМАЗ» и его интеллектуальная собственность

#Аналитика
ВТ
Владимир Тесленко, кандидат химических наук

Комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах начал строиться в 1969 г. По проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год. В настоящее время серия грузовиков известна во всём мире, в том числе благодаря многочисленным победам в ралли «Париж-Дакар».

Главные акционеры: «Ростех» 47,1%; ООО «Автоинвест» 23,5%; Daimler Truck AG (ФРГ) 15%. Группа менеджеров во главе с гендиректором владеет малыми пакетами акций до 1%.

Имеется 61 дочернее общество, основные ПАО «НЕФАЗ» (Нефтекамск), ПАО «ТЗА» (Туймазы), ПАО «ТМЗ» (Тутаев), АО «Аэропорт «Бегишево» (Биклянь), ЗАО «Камминз Кама» (Н. Челны), АО «Объединенные автомобильные технологии» (Тольятти), ООО «Инновационный центр «КАМАЗ» (Москва).

На Daimler Truck AG (ФРГ) приходилось 14% всех поставок материалов и товаров (сырья). В целом доля импортных сырья, материалов, покупных изделий составляет примерно 30%.

Основным рынком сбыта «КАМАЗ» является РФ (табл. 1). 

Таблица 1: Доли участников российского рынка грузовиков массой свыше 14 тонн, %

Наименование

Страна

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

5 мес. 2021

ПАО «КАМАЗ»

Россия

35,4

40,7

50,9

55,7

45,2

40,9

44,2

47,5

47,0

ОАО «МАЗ»

Белоруссия

10,3

10,8

9,6

7,8

5,9

6,4

5,8

6,0

7,5

АО «АЗ «УРАЛ»

Россия

4,7

5,2

6,2

5,8

4,3

4,4

4,6

6,5

6,3

Иностранные марки*

Разные

49,1

42,8

32,2

30,4

44,5

48,2

45,3

39,9

39,1

Прочие

Разные

0,5

0,5

1,1

0,3

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

*в том числе автомобили, произведенные в России: Volvo и Renault в Калуге; MAN и Scania под Санкт-Петербургом; Mercedes-Benz в Набережных Челнах; Iveco (Iveco-AMT) в Миассе; Hyundai и Ford в Калининграде; Isuzu в Ульяновске.

Источник: «КАМАЗ»

В общем объеме экспорта доля стран СНГ составляет 82%; основные потребители в Казахстане, Узбекистане и Туркмении.

Инновации

Последние годы «КАМАЗ» усиливает динамику инноваций. Грузовые автомобили нового поколения К5, электробусы, беспилотные транспортные средства, модернизируемые технологические мощности, новые бизнес-модели, предлагаемые клиентам, — определяют лидерство ПАО «КАМАЗ» в российской автомобильной отрасли и конкурентоспособность с грандами мирового автопрома.

Все более весомое значение в бизнесе группы организаций ПАО «КАМАЗ» будут иметь направления пассажирского транспорта, компонентов, запасных частей, продукции диверсификации, увеличивая доходность и устойчивость компании к колебаниям рынка.

В 2015 году «КАМАЗ» представил электробус КАМАЗ-6282, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (заряда хватает до 70 км); он разработан в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro, а также преступил к первым тестовым испытаниям беспилотника, разработанного совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies. В 2018 году в Научно-техническом центре ПАО «КАМАЗ» создали рабочий прототип принципиально нового вездехода КАМАЗ-Арктика. 

В 2020 году «КАМАЗ» создал карьерный самосвал КАМАЗ-65805, получивший имя Атлант.

В 2021 г. «КАМАЗ» совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана завершили разработку шарнирно-сочлененного самосвала КАМАЗ-6561, предназначенного для карьерных работ в автономном режиме.

«КАМАЗ» в 2021 году планировал выпустить 2,4 тыс. автомобилей поколения К5, в 2022 году 6,7 тыс. и свыше 11 тыс. — в 2023 году. 

На ПАО «КАМАЗ» освоено производство полностью газовых тягачей КАМАЗ-5490 на сжиженном природном газе (СПГ) с двумя криобаками. 

Во 2 квартале 2021 года состоялось открытие сборочного производства электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, г. Москва. Компания передала ГУП «Мосгортранс» в опытную эксплуатацию новый сочлененный низкопольный электробус КАМАЗ-6292 особо большого класса. Серийное производство сочлененных электробусов КАМАЗ стартует с 2022 года.

В июне 2021 года компания представила новинку в ряду городского пассажирского электротранспорта — троллейбус КАМАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом.

Развитие двигателей Р6. На заводе двигателей ПАО «КАМАЗ» собрана первая тысяча рядных 6-цилиндровых двигателей КАМАЗ модели 910 («Евро-5»). Запуск газового двигателя Р6 в серийное производство планируется в 2022 году. Созданные образцы 13-литровых и газодизельных двигателей уже проходят испытания в Научно-техническом центре «КАМАЗа». Параллельно с комплексом испытаний для уже существующих модификаций ведутся научные разработки по созданию семейства двигателей КАМАЗ Р6 экологического класса «Евро-6». Сейчас проект находится на стадии сборки и исследовательских испытаний прототипов, собраны первые опытные образцы автомобилей с этими двигателями. Промышленное производство новых модификаций рядной шестерки запланировано на 2023-2024 гг.

Компания продолжает работу над КАМАЗ-54907, получивший собственное имя Continent — прототип семейства поколения К6. КАМАЗ-54907 — это энергоэффективный магистральный тягач, гибридный грузовик, имеющий электродвигатель. Планируется, что КАМАЗ-54907 будет иметь третью степень автономности, то есть машина может сама ехать прямо, самостоятельно перестраиваясь с полосы на полосу.

В 2021 году фирма приступила к разработке водородного грузового автомобиля и водородного автобуса. 

ПАО «КАМАЗ» и компания ZF заключили новаторское соглашение о сотрудничестве на поставку новейших интеллектуальных решений для создания взаимосвязанных грузовиков и прицепов в рамках проекта «Подключённый автопоезд». 

ПАО «КАМАЗ» реализует проект «Оценка качества вождения» («ОКВ») — теперь водители грузовиков получают баллы за поездку и советы по вождению, направленные на снижение расхода топлива. Разработана программа по продвижению проекта.

«КАМАЗ» осознанно участвует в процессах интеграции и кооперации в мировом автомобилестроении. Благодаря этому появляется возможность использовать в новых моделях грузовиков широкий ряд современных автомобильных компонентов и быть в курсе мировых достижений.

НИОКР

Группа делает существенные инвестиции в научно-исследовательскую сферу (2-4 млрд руб. в год в 2018-2021 гг.) в целях расширения линейки поставляемой на рынок автомобильной продукции. Фактические затраты на НИОКиТР за счет собственных средств за 6 месяцев 2021 года составили 1,2 млрд. руб. Главными структурами являются Научно-Технический Центр (НТЦ) и ИТ-Парк. В 2019-2021 гг. осуществлялось строительство Научно-исследовательской площадки (автополигон) НТЦ, в частности участок №1 «Шасси».

Заказов НИОКР у сторонних организаций в 2018-2021 гг. замечено немного. В открытом доступе публиковались только запросы предложений, например:

  • изучение потребительских предпочтений владельцев самосвалов грузоподъёмностью свыше 14 тонн в РФ; 
  • комплекс расчетных исследований двигателя КАМАЗ Р6 с принудительным зажиганием, работающий на природном газе, рабочим объемом 13 литров и с системой рециркуляции отработавших газов; 
  • аналитический обзор и исследование решений по достижению ДВС уровня Евро-6; 
  • оптимизация тепловых потерь двигателя КАМАЗ P6 910.10-550 (приближение к адиабатному рабочему процессу); 
  • разработка и изготовление опытных образцов гидрокомпенсатора двигателя КАМАЗ Р6; 
  • разработка конструкции и изготовление опытных образцов пластмассового масляного картера для двигателя КАМАЗ-Р6; 
  • разработка конструкции и изготовление опытных образцов пластмассовой крышки головки цилиндра для двигателя КАМАЗ-P6; 
  • разработка управляемого термостата системы смазки и его адаптация на масляный модуль двигателей семейства P6; 

Как видно, большинство тем касается двигателей семейства P6.

Патентная деятельность

«КАМАЗ» — обладатель весьма обширного патентного портфеля. Всего у компании 254 действующих российских патентов на изобретение, более 500 на полезную модель, 67 на промышленные образцы, а также 2 свидетельства на базы данных и 79 свидетельств на программы для ЭВМ. 

Не менее важными активами являются товарные знаки «КАМАЗа». Только российских действующих товарных знаков насчитывается 78, из которых 3 признаны общеизвестными на территории страны. Товарные знаки также зарегистрированы в 95 странах за рубежом.   

Вот несколько примеров: 

  • «Муфта кулачковая» (№2740484)
  • «Главная передача транспортного средства» (№2744102)
  • «Поперечина рамы транспортного средства»  (№201776

 Управление интеллектуальной собственностью 

Главный интеллектуальный центр компании — конструкторская и технологическая службы. В 2006-м году образован блок заместителя генерального директора «КАМАЗа» — директора по развитию, которым руководит Ирек Гумеров. В блок развития входят научно-технический центр (с 1 ноября 2019 года главный конструктор «КАМАЗа» — директор НТЦ Евгений Макаров) и технологический центр (в декабре 2017 года главным технологом — директором ТЦ назначен Фёдор Назаров). Занимаемые площади — более 118 тыс. кв. м, коллектив работников — 2 тыс. чел. Ключевые специальности — инженер-конструктор/расчётчик, инженер-технолог, инженер-исследователь. В блоке развития один доктор наук и 21 кандидат технических наук. 

В 2012 году стартовало кардинальное обновление модельного ряда: разработан магистральный тягач нового поколения, начато расширение линейки новых моделей.

С 2014 года реализуется масштабный проект «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ». Созданы полноприводный грузовой автомобиль с гибридной установкой, два электробуса большого и особо малого класса, в 2015-м — первый беспилотный «КАМАЗ», в 2017-м представлен первый образец магистрального грузовика поколения К5.

Самые актуальные проекты — создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ, перспективного семейства рядных двигателей КАМАЗ, энергоэффективных экологичных транспортных средств, беспилотников и всего того, что связано с их разработкой, расчётами, испытаниями, сертификацией и технологической подготовкой производства. В активе блока  солидная опытно-экспериментальная база, испытательные стенды, станочный парк, сборочное производство опытных автомобилей, демонстрационная площадка испытательного трека.

Разрабатываются и внедряются в производство аддитивные технологии, инновационные материалы, ведётся научно-исследовательская деятельность. Применение информационных технологий и создание инженерных баз в разы сократило сроки проектирования, акцент сделан на виртуальные испытания.

Оценка интеллектуальной собственности 

Сведения о нематериальных активах и результатах интеллектуальной деятельности по российским стандартам учёта представлены в таблице 2.

Таблица 2: Интеллектуальные активы «КАМАЗ» по РСБУ в 2018-2021 гг., млн руб.

Показатель

На 31.12.2018

На 31.12.2019

На 31.12.2020

На 30.06.2021

Нематериальные активы

21

35

30

30

Результаты исследований и разработок

757

600

4402

4154

Итого

778

635

4432

4184

Справка:

Баланс

179899

188522

212292

236089

Доля ИС в валюте баланса, %

0,4

0,3

2,1

1,8

Источник: бухгалтерские отчёты 

Видно, что доля бухгалтерской, учтённой по РСБУ интеллектуальной собственности в балансе составляла в 2018-2021 гг. 0,3-2,1%, причём пик наблюдался в 2020 г. (причину обнаружить не удалось).

По МСФО показатели другие (табл. 3).

Таблица 3: Стоимость нематериальных активов «КАМАЗ» по МСФО в 2018-2020 гг., млн руб.

Показатель

На 31.12.2018

На 31.12.2019

На 31.12.2020

НМА

13242

12288

12112

- в том числе ОКР

8724

8897

9840

--- перспективные двигатели*

301

2955

3330

---новое поколение К5

2351

3038

3247

--- семейство новых кабин

1775

Н.д.

Н.д.

---семейство новых тяжёлых грузовиков

273

Н.д.

Н.д.

- поступление ОКР

2901

3740

Н.д.

- списания и обесценения ОКР

(1067)

(2098)

Н.д.

- амортизация ОКР

(203)

(699)

Н.д.

Активы в форме прав пользования

Н.д.

1145

1044

Баланс

194773

206043

228471

Доля НМА в валюте баланса, %

6,7

6,0

5,3

*в том числе газовые

Н.д. – нет данных 

Источник: консолидированные бухгалтерские отчёты 

Видно, что по МСФО доля НМА составляла примерно 5-7% валюты баланса, причем наибольший вклад в НМА вносили опытно-конструкторские работы, в частности новые двигатели и семейство новых тяжёлых грузовиков. 

Прочие нематериальные активы представляют собой лицензии на программное обеспечение, техническую документацию и другие нематериальные активы, приобретенные у внешних поставщиков. Гудвил в сумме 1,416 млрд руб. выбыл в 2020 году в связи с переводом Группы ОАТ из дочерних в ассоциированные компании.

Купля интеллектуальной собственности 

Особенностью «КАМАЗ» является активное приобретение иностранной интеллектуальной собственности через создание совместных предприятий с ведущими западными производителями автомобильных узлов и систем: в 2005 году с немецкой компанией Zahnrad Fabrik по выпуску коробок передач; в 2006 году с компанией Cummins (США) по выпуску двигателей той же марки серии «В» мощностью 140-275 л.с.; в 2007 году по выпуску тормозных механизмов «Кнорр-Бремзе Кама»; в 2008 году по выпуску автомобильных компонентов «Федерал Могул Набережные Челны». В 2013 году достигнуто соглашения с Palfinger AG (Австрия) о создании двух совместных предприятий: нового производства гидравлических и телескопических цилиндров и монтажного центра. В 2021 г. ПАО «КАМАЗ» и компания ZF заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривавшее поставку новейших интеллектуальных решений в рамках проекта «Подключённый автопоезд».

«КАМАЗ» активно проявлял интерес к маркетинговым исследованиям, например через запрос предложений на открытых торговых площадках в интернете, например в 2020-2021 гг.:

  • Рынок карьерных самосвалов.
  • Анализ инвестиционных проектов в крупнейших сегментах строительной отрасли.
  • Рынок автомобильных шин
  • Рынок поршневых двигателей мощностью от 250 до 950 кВт (от 340 до 1292 л.с.).
  • Уровень цен на техобслуживание и ремонт автотехники и автобусов.
  • Анализ рынка спецшеринга в РФ.
  • Мониторинг розничных цен на грузовые автомобили и прицепную технику конкурентов по методу «Тайный покупатель».

Однако опрошенные нами российские научно-технически работники дали негативную оценку подобным тендерам.

Суды

«КАМАЗ» в период 2012-2021 гг. 46 раз выступал истцом и 5 раз ответчиком в судах по интеллектуальной собственности.

Большинство исков были удовлетворены судами. Так, в 2018 г. выиграно дело против ООО «КАМАЗ Плюс» (Уфа) о защите исключительных прав на фирменное наименование; против ЗАО «ВАТИ-Авто» (Волжский) о защите исключительных прав на товарные знаки. Было ещё не менее 20 подобных дел. Например, в 2019 г. в суде по интеллектуальным правам выигран иск на 100 тыс. руб. против ИП Н.Н. Люкина о взыскании 100 000 рублей компенсации за незаконное использование товарных знаков в наименовании доменного имени kamaz-econom.ru и на его страницах. Как правило, за незаконное использование товарных знаков «КАМАЗ» присуждалась компенсация порядка 50 тыс. руб.

Иск на 5 млн руб. о запрете незаконного использования патента №106185 «Топливный бак транспортного средства» против ИП О.П. Курова (Малая Шильда) и группы «Бакор» (Москва, Н. Челны) был решён миром. На расчетный счет истца выплачена компенсация в размере 100 000 руб.

Выводы

«КАМАЗ» очень практичен в области результатов интеллектуального труда. Интеллектуальная активность сфокусирована в 3-х точках: двигатели, управление и живучесть. 

Российский автогигант, очевидно, пытается заимствовать лучшие наработки лидеров тяжёлого автопрома США и Западной Европы. Успехи достигнуты на рынках грузовиков России, азиатских странах СНГ и некоторых стран третьего мира, например ЮАР. К сожалению, доля «КАМАЗа» на рынках Запада пока что ничтожна, несмотря на многолетние успехи команды в ралли «Париж-Дакар».  

Компания тщательно охраняет свою интеллектуальную собственность. Об этом свидетельствуют выигранные за последние годы судебные процессы.  

Заглавное фото: Flickr

Читайте в нашем журнале: 

«Транснефть» и ее интеллектуальная собственность

РКК «Энергия» и её интеллектуальная собственность

Не только алмазы: «АЛРОСА» и ее интеллектуальная собственность. Часть II

«Норильский Никель» и его интеллектуальная собственность. Часть I

Владимир Тесленко, кандидат химических наук
Онлайн Патент
#Аналитика
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!