История Sharp: как механический карандаш повлиял на становление гиганта электроники

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
История Sharp: как механический карандаш повлиял на становление гиганта электроники

Механический карандаш хорошо известен всему миру в большей степени благодаря основателю компании Sharp Токудзи Хаякава. Предприимчивый ремесленник развил идею уже существовавшего устройства и революционизировал одно из самых удобных пишущих приспособлений в мире. Он прошел путь от подмастерья до успешного бизнесмена, пережил потерю своего бизнеса и семьи в крупнейшем землетрясении, начал все практически с нуля и вновь добился успеха, став одним из столпов японского экономического чуда второй половины ХХ века. 

Японский дух: взять известное и улучшить

Токудзи Хаякава был из тех неугомонных самоучек, которых так не любили консервативные промышленники Японии — выскочка, увлеченный новыми сомнительными веяниями, без имени, капитала или связей. Хаякава с девяти лет работал подмастерьем в лавке мастера-скобянщика, который изготавливал и продавал традиционные японские украшения для женщин — гребешки и шпильки.

Талант Хаякава проявился, когда он смастерил особую пряжку, не требующую отверстий в ремне. По легенде, он придумал ее, насмотревшись западных вестернов в немом синематографе. Японское общество в начале ХХ века только начинало перенимать западные привычки в одежде и изобретение Хаякава пришлось весьма кстати — пряжка стала очень популярна. Мастер посоветовал Токудзи запатентовать изобретение. Так Хаякава стал обладателем своего первого патента — на пряжку «Токубидзе» (в названии обыгрывается его имя, букв. «пряжка Току» — от имени автора взят первый иероглиф — ?)

Патент на пряжку \"Токубидзе\". Источник: Global.sharp.com

Заказов на пряжку было так много, что Хаякава решил открыть собственную мастерскую. Закончив обучение у мастера в 1909 году, он был уже полноправным ремесленником, а в сентябре 1912 стал самостоятельным бизнесменом (эту дату обычно считают началом корпорации Sharp). Токудзи понимал, что успех пряжки может быть мимолетным, и искал новые пути приложения таланта. Через некоторое время он придумал обруч для японских зонтиков, удобную скользящую втулку, которую также запатентовал.  

Спрос на его пряжку был высок, и, чтобы успеть за потоком заказов, Хаякава построил фабрику, нанял работников, и через некоторое время оснастил производство электрическим генератором мощностью в 1 лошадиную силу. Движимый девизом «Проявляй инициативу и будешь первым», он стал одним из первых японских бизнесменов, механизировавших производство. 

Механический карандаш: почти семейный бизнес

Токудзи вырос в приемной семье Идено, куда родители отдали его из-за своего бедственного положения, и, соответственно, был вынужден носить эту фамилию. Он узнал правду уже взрослым, и в какой-то момент восстановил связь со своими родственниками — братом и сестрой. По версии летописцев Sharp именно старший брат принес в металлический бизнес новый поток заказов — на изготовление частей механического карандаша. Токудзи был недоволен ни внешним видом бывших тогда в ходу карандашей, ни тем, что ему нужно было производить лишь часть механизма. Карандаш, как правило, имел толстую целлулоидную оболочку, но был при этом очень хрупким — не более, чем дорогая игрушка. 

Используя свои знания в металлургии, Токудзи улучшил конструкцию и внешний вид карандаша, выполнив оболочку из никеля, и в 1915 году запатентовал «механический карандаш Хаякавы». В том же году он по закону получил право вернуть себе фамилию своей семьи, и вместе с вновь обретенным братом они основали компанию Hayakawa Brothers\' Metal Stationery Works. 

Изначально карандаш не имел большой популярности — металлический футляр, выполненный из никеля, холодил пальцы и плохо смотрелся с кимоно, но Хаякава продолжал пополнять запасы и однажды получил крупный заказ от фирмы, располагавшейся в портовом городе Йокогама. Выяснилось, что его карандаши стали очень популярны на Западе. Японские бизнесмены почувствовали экспортный потенциал товара и бросились закупать его прямо с фабрики Хаякавы. Под натиском заказов он был вынужден построить отдельный завод для производства карандашей.

Американский патент карандаша Хаякавы. Источник: Sharp.global.com


Превосходя аналоги


Токудзи не был изобретателем механического карандаша, но сделал его максимально удобным. 

Первым же механическим карандашом можно считать устройство, изобретенное в 1565 году Конрадом Геснером, натуралистом и библиографом из Швейцарии. Чтобы заточить его, грифель необходимо было регулировать вручную. 

Первый карандаш с механизмом, приводящим грифель в движение, был запатентован в 1822 году Сэмпсоном Морданом и Джоном Хокинсом в Великобритании. С этого времени и по 1847 год было зарегистрировано более 160 патентов на такие карандаши. Пружинный механический карандаш появился в 1877 году, а в 1895 году уже был создан прототип с крутящимся механизмом.  

Почти одновременно с появлением механического карандаша Токудзи Хаякава, американский бизнесмен и изобретатель Чарльз Киран создал собственный карандаш с храповым механизмом, который он назвал Eversharp. Он применил немного другую стратегию для патентования — претендуя на индивидуальность, он провел пробный маркетинг в магазинах, а потом уже подал на патент. Его карандаши также были очень популярными, но сам Киран, в результате неудачно выбранных партнеров, в результате вышел из бизнеса.  

Что же касается Хаякавы, то он продолжал работать над усовершенствованием карандаша. В 1916 году он разработал механизм проталкивания грифеля простым нажатием, и в таком виде карандаш существует и по сей день. Окончательное изделие было названо Eversharp Pencil, откуда впоследствии возьмет название корпорация Sharp. 

Механический карандаш Хаякавы.Источник: Sharp.global.com


Потрясение устоев и второе рождение
 

1 сентября 1923 года в заливе Сагами произошло землетрясение магнитудой 7,9 баллов, ставшее самым губительным в истории Японии — оно почти полностью разрушило Токио, Иокогаму и еще восемь городов. Самое обидное заключалась в том, что землетрясение не нанесло особого урона фабрикам Хаякавы — но пожар, разносившийся сильным ветром, уничтожил все. Погибли сотни тысячи людей. Сам молодой бизнесмен потерял в этой катастрофе свою семью.

Оставшись ни с чем, Токудзи некоторое время был беженцем. Вместе с уцелевшими работниками он переехал в съемную квартиру. Чтобы расплатиться с долгами, возникшими вследствие контракта на поставку карандашей с Nihon Bungu Seizo, Хаякава был вынужден распустить компанию Hayakawa Brothers Company и передать бизнес-операции своему партнеру. Он также договорился о найме оставшихся работников в эту компанию, и сам стал ее главным штатным инженером на ближайший год. 

По окончании консультативной деятельности, Токудзи покинул Nihon Bungu Seizo на довольно хороших условиях и начал планировать новую жизнь в Осаке. Он арендовал землю и ровно через год после землетрясения, 1 сентября 1924 года, открыл вывеску над новым офисом — Hayakawa Metal Works Institute Co. В том же году он прочитал газетную статью о том, что в 1925 году в Японии начинается радиовещание. 

Через какое-то время он зашел в часовой магазин Исихара (Ishihara Clock Shop) своего дальнего родственника, где увидел первый кристаллический радиоприемник, привезенный из США. Не долго думая, он купил себе один экземпляр и позднее, вместе со своими сотрудниками просто разобрал его, чтобы понять, как тот действует. Никто из них не знал, как работают электрические цепи, но инженеров это смутило. 1 апреля 1925 года сборка первого японского кристаллического радиоприемника была завершена, а 1 июня, когда началось радиовещание в Японии (это делала радиостанция JOBK, прототип NHK) приемник успешно поймал сигнал. Хаякава начал производить и продавать радиоприемники, которые пользовались большим спросом, потому что были дешевле импортной продукции. 

Чему учит история Хаякава

Чтобы сделать радио более доступным (кристаллические приемники требовали наушников и слабо ловили сигнал), Хаякава обратил внимание на технологию, применявшуюся в ламповых радиоприемниках. К 1930 году инженеры Хаякавы разработали уникальный дизайн радиоприемника Sharp Dyne с рупорным громкоговорителем. Устройство позволяло ловить более качественный сигнал и стоило гораздо дешевле американских аналогов — у многих японцев оно стало синонимом самого слова «радио». 

Когда в Японию пришло телевидение, Hayakawa Electric стала первой японской компанией, начавшей массовое производство телевизоров — в 1951 году инженеры Хаякавы представили первый действующий прототип телеприемника, а в 1952 году его компания первой заключила лицензионное соглашение с Radio Corporation of America. Однако первые телевизоры, имевшие стандартный 17-дюймовый экран были баснословно дорогими, и Хаякава сосредоточился на меньшем экране — в 14 дюймов, которые лучше вписывались в пространство японских домов. К 1955 году Hayakawa Electric уже выпускала 5 000 телевизоров в месяц. Компания захватила 60% нового рынка, а для японцев марка Sharp вновь стала национальным символом новой  жизни.  

Когда пришла компьютерная эра, инженеры загорелись идеей создания и продажи персональных компьютеров. Хаякава же предложил им сосредоточиться не на громоздких ЭВМ, а на более компактных и удобных калькуляторах. В 1964 году, перед началом Олимпийских игр в Токио, его компания выпустила первый в мире транзисторно-диодный калькулятор.   

В активе компании Хаякавы было еще множество интересных инноваций: это и идея совмещения компьютера и телевизора, первый в мире мобильный телефон со встроенной фотокамерой, а также первый в мире плазменный телевизор с разрешением 8К. Всю историю достижений компании объединяет дух новаторства, заданный ее основателем с самых первых изобретений.

Рупорный радиоприемник Sharp Dyne. Источник: Sharp.global.com


Послесловие
: непреходящая ценность патента

В ХХI веке дела у Sharp Corporation, как назвал ее основатель в честь знаменитого карандаша в 1970 году, пошли хуже. Несколько раз она оказывалась на грани банкротства, а в 2016 году контрольный пакет акций выкупили китайские акционеры через тайваньскую фирму Foxconn — тяжеловеса патентного рынка. 

Японское бизнес-издание Nikkei отмечает, что 2020 финансовый год был для Sharp успешным, несмотря на пандемийные ограничения — операционная прибыль выросла за год на 62%. Не зря, видимо, менеджеры Sharp рассматривают сделку с Foxconn как шанс выйти на глобальный рынок. Но до сих пор самым ценным активом Sharp являются ее патенты — руководство управляющей компании Foxonn всегда было заинтересовано в монетизации именно ее патентного портфеля.

Читайте в нашем журнале:

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Как Генри Форд победил патентных троллей и отодвинул переход на электромобили на столетие

История полупроводников — главной инновации эпохи: от опытов Фарадея до первого транзистора

АС
Андрей Сорокин, редактор журнала
497
+1
497
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.