Чтение на выходные: «Мои годы в General Motors» Альфреда Слоуна

Алина Лихота

Альфред Слоун — один из самых известных руководителей в сфере автомобильной промышленности за всю ее историю. Карьерный путь топ-менеджера начался с шарикоподшипникового производства Hyatt Roller Bearing, приобретенного отцом Альфреда и его компаньоном в 1899 году. 

Будучи генеральным директором производства, в 1916 году Альфред Слоун принял предложение об объединении компаний от Уильяма Крапо Дюранта — президента General Motors, и стал вице-президентом и членом Совета директоров объединенной компании. В течение нескольких десятков лет Альфред Слоун так или иначе руководил фирмой и оказывал влияние на принятие ключевых решений: как с позиции члена исполнительного комитета и совета директоров компании, так и с позиции президента и гендиректора General Motors в трудный для предприятия и страны период: с 1923 по 1937 год. Благодаря ему корпорация смогла пережить Великую депрессию и потеснить с пьедестала детище самого Генри Форда. 

«Потребность в выживании — сильнейший из всех стимулов экономического развития», — указывает автор в предисловии своей книги, демонстрируя истинную осведомленность о причинах развития любого бизнеса. Вероятно, благодаря самоотверженности Альфреда Слоуна и его управленческому таланту General Motors успешно развивалась даже в периоды спада спроса на автомобили. 

В 1920-ом году кризис переживал весь автомобильный бизнес. Некоторые заводы оказались под угрозой банкротства или уже были закрыты. Перед гендиректором General Motors стояли задачи по реорганизации бизнеса. Было необходимо качественно повлиять на продукт и отношения, складывающиеся внутри корпорации. 

Тогда в основу новой менеджерской политики лег план, составленный Альфредом Слоуном. Управление внутри фирмы стало меняться в сторону большей децентрализации. «Заставив каждое подразделение приносить прибыль, я дал в руки главного офиса единый критерий эффективности», — пишет автор. По мнению Альфреда Слоуна, хороший менеджмент зиждется на «децентрализации с координированным контролем», при котором руководители подразделений принимают собственные решения и доносят их необходимость центральному офису, а последний, в свою очередь, анализирует эффективность и через финансовый контроль влияет на работу подразделений. 

В основу изменений и роста компании в 20-х годах легли финансовые и управленческие принципы. Для дивизионов General Motors был введен финансовый контроль за стоимостью, ценой, объемом производства и нормой прибыли. Модельный ряд General Motors был дополнен автомобилем Pontiac с шестицилиндровым двигателем, что позволило компании успешно конкурировать с производством Ford. Опыт и методы управления General Motors стали перенимать другие корпорации. Выход General Motors из кризиса стал прорывом для всей автомобильной отрасли.

Спустя годы фирма укрепила свои позиции на рынке. Топ-менеджмент General Motors стал искать новые пути увеличения продаж. Было решено достигать прибыльности за счет сокращения издержек и увеличения эффективности труда. В книге такая стратегия отлично раскрывается через примеры трансформаций управляющих единиц компании (комитетов) и способы расширения производства за пределами Америки. Например, когда фирма переходила от привычного тогда экспорта к производству на местах.

Главным аспектом в управленческой политике General Motors стали льготы и бонусы для сотрудников. Согласно правилам корпорации любой работник (от простого сборщика на конвейере до инженера-конструктора) мог собственными усилиями влиять на общий прогресс и претендовать на гарантированные премии и надбавки. Это касалось в том числе и интеллектуальной собственности организации. Каждый полученный патент означал конкурентное преимущество над тем же Фордом. И речь шла не о количестве, а о качестве патентов. Слоун не терпел пустых инноваций и ненавидел бумаги ради бумаг.   

В своей книге «Мои годы в General Motors» Альфред Слоун подробно описывает шаги, предпринятые для управления корпорацией: от организации производства и до создания сети зарубежных филиалов. «Мы не использовали устаревшие процессы ведения бизнеса. Мы с удовольствием приспосабливались к переменам и извлекали из них максимум выгоды», — делится автор. 

Книга и сегодня может вдохновить тех, кому не хватает гибкости в вопросах стратегии и менеджмента. 

Алина Лихота
183
+1
183
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.