Alibaba Group появилась летом 1999 года в квартире своего основателя Джека Ма. Первоначально это был небольшой стартап, но он довольно быстро стал одной из главных онлайн-площадок не только Китая, но и всего мира. В настоящий момент основные направления деятельности — это развитие веб-порталов, на которых осуществляются модели:
- C2C — потребители продают потребителям.
- B2C — бизнес торгует с потребителями.
- B2B — бизнес торгует с бизнесом.
Также корпорация осуществляет сопутствующие разработки: облачные хранилища, проведение электронных платежей, системы поиска и подбора контента.
Сервисы и бренды
Фирменные наименования и товарные знаки — важная составляющая интеллектуальной собственности детища Джека Ма. Они способствуют расширению деятельности, повышению узнаваемости бренда, возможности привлекать прибыль посредством лицензионных договоров и договоров франчайзинга. В рейтинге оценки брендов BrandZ Top 100 за 2021 год Alibaba.com заняла 7 место, что уже говорит о многом.
Alibaba Group на протяжении своего существования запускала множество дополнительных сервисов и отделений. Основные:
- Alibaba.com — портал для англоязычной аудитории, концентрирующийся на торговле экспортёров и импортёров.
- Taobao Marketplace — площадка для розничных торгов, к 2016 году достигшая значений в 150 млн. активных пользователей ежедневно.
- AliExpress.com.
- Дополнительная торговая площадка Taobao Mall (переименован в Tianmao), предлагающая китайским пользователям мировые бренды.
- Сайт для сравнения товаров eTao на базе Taobao.
- Онлайн-платёжная система Ant Financial Services.
- Сервис для быстрой связи продавца и покупателя (через сообщения) Aliwangwang, за 10 лет разросшийся до 2-го такого сервиса на территории Китая.
- Система поиска, специализированная под мобильные гаджеты — Shenma, запущенная совместно с UCWeb.
- 1688.com — портал для внутреннего рынка, посвящённый торговле от бизнеса к бизнесу;
- Платформа для корпоративных коммуникаций DingTalk (Ding Ding).
- Digital Media and Entertainment Group — подразделение, основная деятельность которого сводится к разработке контента и продаже билетов.
- Облачные вычисления с использованием ИИ Alibaba Cloud.
- AliGenie — умный ассистент.
- Супермаркеты Hema (развиваются с 2017 года).
- Приложение Xiami Music.
- Приложение Tiantian Music.
Также Алибаба с другими шестью крупным фирмами принадлежит почтовая фирма, Cainiao, разросшаяся до 16 дочерних фирм. В результате изменения структуры в 2011 году многие спин-оффы стали отдельными фирмами. Очевидно, что названия всех сервисов и бизнесов зарегистрированы как товарные знаки не только в Китае, но и по всему миру. В том числе и в России. Вот например, один из товарных знаков холдинга, зарегистрированных в нашей стране.
Патенты: инвестиции и исследования
Alibaba ведёт активную деятельность в направлении развития искусственного интеллекта. Так, в 2022 году Alibaba Cloud занимает 5 строчку в списке лучших компаний по ИИ. Фирме принадлежит Hanguang 800 — ускоритель ИИ и другие разработки в этой области.
Вторым значимым направлениям деятельности, приносящим корпорации патентные права, является инвестиционная деятельность. Так, в 2018 году было объявлено о приобретении компании ZhongTian Micro.
Компания занимается активными инвестициями в разработку глобальной логистики. Так, в 2017 году Alibaba повысила свою долю в Cainiao Logistics до 51%, потратив на это около 800 млн. долларов.
В 3,6 млрд. долларов обошлось получение контроля над Sun Art — самым крупным оператором гипермаркетов в Китае. Вкладываются инвестиции и в стартапы. Например, более 10 стартапов, в числе которых DayDayCook и Qupital.
В пределах КНР располагаются собственные исследовательские центры. Также они существуют в Дубаях, Сингапуре и Кремниевой долине.
Большая часть патентов зарегистрирована в США. Наибольшая патентная активность со стороны холдинга проявлялась в период перед первым IPO. Корпорация хотела максимально нарастить свои нематериальные активы. И сейчас в патентном портфеле холдинга тысячи патентов, полученных по всему миру.
В настоящий момент большая часть патентов компании, по данным Google Patents, находится в сфере G06F. Это электронная цифровая обработка данных. Соотношение с другими сферами можно увидеть ниже.
Где:
- G06F — электрическая цифровая обработка данных;
- H04L — передача цифровой информации;
- G06Q — специально адаптированные системы или методы обработки данных;
- G06N — вычислительные механизмы, основанные на конкретных вычислительных моделях;
- G06T — обработка и генерация данных, изображений в целом.
Именно Alibaba занимает первое место по патентам с применением блокчейна. На 2020 год ей принадлежит 212 разработок, 126 из них защищены и в Америке. После неё идут IBM, Coinplug и Tencent.
Также холдинг занимает 64 место в ТОП-300 организаций, патентовавших разработки в Ведомстве США за 2020 год. За указанный период зарегистрирована 721 разработка. Но важно не столько это, сколько прирост патентов на 150% по сравнению с предыдущим годом.
Alibaba также активно делится патентами. Так, весной 2022 было объявлено о присоединении компании к программе Low Carbon Patent Pledge, в рамках которой фирма сделает бесплатными свои патенты на технологии экологичных центров обработки данных в количестве 9 штук. Использование этих разработок позволяет значительно экономить энергию.
Дочерние и купленные компании
Как уже говорилось, многочисленные покупки значительно расширяют перечень разработок, принадлежащих компании. Например, покупка UCWeb принесла:
- мобильный браузер UC Browser;
- 9Apps и 9Game — площадки по распространению приложений;
- сервис UC Union;
- агрегатор новостей UC News.
Была и череда других крупных приобретений:
- 2005 г. — Alibaba стала партнёром, а после выкупила Yahoo!.
- 2009 г. — приобретена и встроена в Alibaba Cloud крупнейшая фирма веб-хостинга.
- 2014 г. — увеличена до контрольной доля бумаг в ChinaVision Media Group (позже Alibaba Pictures Group), что обошлось в 804 млн. долларов.
Иногда предприятие вместе с «дочками» вкладывается во что-то новое. Например, запуск Alibaba и Ant Group в 2015 году предприятия Koubei в целях использования быстро растущего китайского рынка. Инвестиции обошлись в 483 млн. долларов с каждой стороны.
Положение дел сейчас
В последние года существует и ряд негативных событий, во многом связанных с внутренней политикой Китая.
- В 2019 году сменился председатель и было объявлено о помещении в структуру компании государственных чиновников.
- Зимой 2020 года начато антимонопольное расследование относительно Alibaba Group. Это спровоцировало исторический обвал акций.
- В 2016 Taobao стала числиться в перечне сервисов, размещающих контрафакт.
- Зимой 2022 года администрацией Джо Байдена начато расследование риска Alibaba Cloud для национальной безопасности США.
Это только вершина айсберга. Эти и другие новости вкупе с пандемией и нарушением цепочки поставок обрушили рыночную капитализацию китайского гиганта. Акции Alibaba за последний год обогатили только шортистов.
Впрочем, есть и хорошие новости. Осенью 2021 года за 11 дней продаж синглов Alibaba Group получила около 155 млрд долларов, что на 14% превышает результаты 2020 года за тот же период. Ниже можно увидеть нарастание прибыли Alibaba за последние годы в целом.
Таким образом, Alibaba Group за счёт распределения внимания на самые разные сферы и интенсивного их развития оказывается устойчива даже к значительным внешним изменениям. А по интеллектуальному капиталу корпорацию можно поставить в один ряд с американскими техногигантами.
Электронная тату, вентилятор и медведь: самые необычные патенты Google
Бейдж, бар и роботы: 10 необычных патентов «Сбера»
Как корпорация IBM стала «крестным отцом» интеллектуальной собственности в США