Главное

АО «Московский завод “Кристалл”» и его интеллектуальная собственность

ВК
Вадим Кизимов
АО «Московский завод “Кристалл”» и его интеллектуальная собственность

История этого известного ликеро-водочного завода берет свое начало еще в XIX веке. Продукция АО «Московский завод “Кристалл”» получила широкое признание в России и за рубежом, множество отечественных и международных наград. В данный момент предприятие с вековой историей готовится к IPO.  

История завода

В 1896 году в России ввели четвертую винную монополию. В 1901 году на берегу Яузы открыли «Московский казённый винный склад № 1», который в будущем и станет заводом. Это было самое продвинутое предприятие своей отрасли на тот момент. На складе трудилось около 1500 человек, он был способен выдавать больше 2 млн ведер алкогольной продукции, а после запуска производил три вида водки. Планировалось выпускать 600 тысяч ведер водки в год, но высокий спрос вынудил изменить планы. 

В 1914 году завод ограничил деятельность из-за «сухого закона» в период Первой мировой войны, какое-то время в нем располагался госпиталь. Производили медицинский и технический спирт для нужд фронта, лекарства на спиртовой основе, поставляли продукцию во Францию, иностранным гражданам и дипломатам. Полноценное возобновление производства постепенно началось уже после Революции в период НЭПа — в 1923 году, когда запреты на продажу алкоголя сняли. Когда создавали ГОСТы для всего СССР, то за основу брали именно технологию производства на данном заводе. 

Во время Великой Отечественной войны предприятие продолжило свою деятельность. Запасы бутылок использовали для приготовления «коктейлей Молотова», а спирт шел в войска, как для знаменитых 200 грамм, так и в медицинских целей. Огнеопасную продукцию продолжали производить даже в период бомбежек. 

В 1953 году на заводе была создана водка «Столичная». Её автором был Виктор Григорьевич Свирида.

В январе 1987 года завод получает свое нынешнее название «Кристалл». Но, увы, в тот момент шла активная антиалкогольная кампания, и количество выпускаемой продукции резко упало. В 1993 году завод становится ОАО и регистрирует свой товарный знак. 

В 1998 году к основному производству ОАО «Московский завод „Кристалл“» был присоединен филиал — спиртовой завод в деревне Корыстово в Каширском районе Подмосковья. 

В 2002 году завод «Кристалл» заключил договор с эстонским заводом Onistar на производство напитков под своими брендами. Предприятие выпускал водки «Посольская», «Гжелка», «Золотое кольцо» и «Старая Москва». 

В 2010-х годах на нем разливали водку для «Кристалл-Лефортово» (марки «Старая Москва» и «Праздничная») и Восточно-Европейской Дистрибьюторской компании ВЕДК (марки «Путинка», «Двойная»). 

Наиболее известными брендами самого завода являются водки CRISTALL Golden Ring, Московская Кристалл, Старый Арбат, Золотое кольцо и другие. 

В 2013 году предприятие остановило производство в связи с переносом предприятия на филиал «Корыстово». В связи с переездом завод прекратил выпуск продукции компаний «Кристалл-Лефортово» («Старая Москва», «Праздничная») и «Казёнка» (водка «Казёнка»). 

Бизнес и финансы

Компания специализируется на производстве водки, то также занимается развитием производства различных настоек, джина, ликеров. Планируется начало производства текилы — это будет первый российский производитель такого вида алкогольных напитков. 

За 9 месяцев 2023 года выручка компании составила 2,3 млрд рублей, а чистая прибыль — более 61 млн рублей. За 2023 год объем продаж завода «Кристалл» вырос почти в два раза. Фирма планирует к 2026 году в 5 раз увеличить выручку и в 10 раз — EBITDA. В целом завод стремится занять на российском рынке долю в 18% среди ликеро-водочной продукции. 

При этом рентабельность продаж за 2023 год составила всего 4,8%. У публичных компаний того же сектора этот показатель значительно выше — более 8,6% Novabev и более 7% у Абрау-Дюрсо. 

В 2024 году компания привлекла деньги за счет размещения облигаций под 14% годовых. Объем выпуска составил 300 млрд рублей. Агентство «Эксперт РА» дал ghtlghbznb. рейтинг ruB+, что означает довольно невысокий уровень кредитоспособности и надежности. 

Планы на IPO

Завод «Кристалл» планирует провести первичное размещение акций на бирже (IPO) в 2024 году. Ранее компания собиралась сделать это в 2023 году, но даты постоянно сдвигали. 8 февраля 2024 года Мосбиржа официально сообщила о допуске акций «Кристалла» к торгам с 26 февраля. Сбор заявок на участие начинается 12 февраля. 

Фирма планирует привлечь около миллиарда рублей инвестиций. Акции будут размещаться по цене в 8-9,5 р. за штуку. Free-float должен составить 15%. То есть компанию оценили примерно в 8,6 млрд рублей. Из-за этого предприятие уже считают переоцененной — мультипликатор P/E может превысить 70, в то время как у того же Novabev он равен 11. 

Компания планирует платить дивиденды. На выплаты акционерам с 2025 года должно будет быть направлено 80% чистой прибыли. Для российского рынка это очень высокие показатели. При этом у фирмы достаточно высокий долг в размере 2,86 млрд рублей. За последние четыре года задолженность выросла более чем в 10 раз. 

Привлеченные при размещении акций деньги должны быть направлены на развитие производства и логистики. Должно быть построено спиртохранилище, купажный отдел, новые производственные линии, а также склады на 15 тысяч квадратных метров. 

Интеллектуальная собственность 

Главный актив завода — это товарные знаки. Ими защищаются как фирменные наименования, так и внешний вид этикеток и даже бутылок. Также завод выпускает напитки для чужих торговых марок. Например, долгое время у «Кристалла» компания ВЕДК заказывала известную водку «Путинка». Права на управление этим брендом компания получила только в 2018 году, причем по лицензионному договору. 

Товарный знак компании №166923

Непосредственно «Кристаллу» не принадлежат или изначально не принадлежали многие бренды, по которым завод известен. Завод не регистрирует промышленных образцов для защиты своей продукции. 

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет

Зато за компанией числится более 25 патентов на изобретения и полезные модели. В большинстве своем это способы производства водки.

Итоги

Компания интересна своей историей, устойчивым положением на российском рынке и планами по наращиванию и диверсификации продукции. Однако многие отмечают чрезмерную амбициозность планов завода, а также его переоценку в отношении IPO. Впрочем, АО «Кристалл» может заместить многую уходящую с рынка иностранную спиртосодержащую продукцию. Стремление увеличивать продажи не только за счет водки, но и других напитков, также могут стать позитивным фактором роста в будущем. 

С точки зрения интеллектуальной собственности очевидна заинтересованность руководства в ее защите. В первую очередь товарными знаками и патентами.

ВК
Вадим Кизимов
133
+1
133
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.