Arenadata: от стартапа до IPO

МС
Максим Смоляров
Arenadata: от стартапа до IPO

Компанию Arenadata создали в 2016 году Сергей Золотарев и Александр Ермаков, выходцы из крупнейших фирм IT-рынка — Pivotal и Mirantis.

Сооснователь и CTO Arenadata Александр Ермаков позже рассказывал в интервью Хабру, что идея стартапа появилась в конце 2014 года и заключалась в разработке платформы на основе open source стека. Этот проект давал заказчикам возможность решать разнообразные задачи в обработке данных с минимальными затратами на эксплуатацию и поддержку. 

Костяк команды (пять человек) для реализации задуманного был сформирован к 2017 году (до этого — фирма ориентировалась на некоммерческие проекты, технологическую разработку).

Основатели корпорации быстро нашли и инвестора: Ермаков вспоминал, что финансирование предоставил один из крупнейших российских интеграторов. Компания стала потихоньку раскручиваться.

Очевидным плюсом созданной организации стало то, что конкуренция в выбранном сегменте была минимальной, а качество созданной продукции отвечало самым взыскательным IT-вкусам.

В 2018 году Arenadata подписала двустороннее соглашение о технологическом сотрудничестве с компанией DIS Group. В начале ноября 2019 года Arenadata (как дочерняя структура IBS) и Mail.Ru Cloud Solutions начали совместную разработку облачной платформы.

В феврале 2020, когда грянул коронавирус, фирма, заботясь о здоровье своих сотрудников, одной из первых организовала систему дистанционной работы. Этому способствовал как гибкий график, так и сформированная система найма удаленных сотрудников.

В апреле 2020 года пресс-служба материнской компании Arenadata — IBS сообщила о том, что основатели фирмы решили развивать свои бизнес-направления самостоятельно. В IBS прошла реорганизация: из состава предприятия выделилась самостоятельная структура («Бюджетные и финансовые технологии» и Arenadata), которая стала принадлежать Сергею Мацоцкому.

В ноябре стало известно, что собственником Аrenadata является ГС-Инвест.

В 2021 — фонд ВТБ приобрел долю (26,33%) в компании, которая контролировала Аrenadata. Сумма сделки не разглашалась.

В августе того же года было объявлено о партнерстве компании с Корус Консалтинг. 

Как указывал Ермаков, все это время (с 2017 по 2021 годы) фирма, занимаясь продуктовой разработкой, находилась в постоянном структурировании, внедрении разнообразных процессов, формировании команды и культуры. Эти аспекты касались как внутренних моментов и инфраструктуры, так и работы с ключевым направлением корпорации — open source.

В конце января 2023 года начался новый этап развития компании. Генеральным директором Arenadata был назначен Максим Пустовой (он перешел в фирму из другого технологического гиганта — Positive Technologies). Топ-менеджер в интервью признавался, что идеология open source импонирует и ему («Open Source — это же не про эксплуатацию чужих идей. Это сообщество, которое функционирует на условиях взаимных инвестиций. Вы что-то берёте, что-то отдаёте. И когда отдаёте, понимаете, что это ваш персональный вклад в общее дело»). Также Пустовой заявил о пересмотре стратегии развития и желании выйти на кратный рост.

Сила Arenadata в том, заключал новый руководитель компании, что фирма — это мультипродуктовый вендор: «Все продукты объединены в платформу, вокруг которой выстроена экосистема необходимых заказчикам сервисов. Мы единственный в России вендор такого формата, чьей специализацией изначально было создание СУБД. Этот подход позволяет нам решать не какую-то одну узкоспециализированную задачу, а сразу комплекс». 

Сергей Золотарев, занимавший пост гендиректора до 2023 года, перешел на позицию руководителя стратегического развития. Его направление — дальнейшее продвижение платформы, создание новых продуктов и решений, взаимодействие с крупнейшими клиентами, расширение партнерской сети. Уход с позиции гендиректора Золотарев объяснял так: компания добилась изначальной поставленной цели, но с течением времени совмещать разнонаправленную серьезную нагрузку стало сложно (учитывая планы по масштабированию бизнеса).

Стратегия, выбранная руководством Arenadata в 2022-2023 годах, оказалась выигрышной.

В сентябре 2023 года сообщалось о том, что продукты фирмы заняли первое место в мире по вкладу в развитие ядра проекта с открытым кодом Greenplum (на второй позиции — китайская Alibaba).

Кроме того, примерно в это же время было заявлено о желании Arenadata выйти на зарубежные рынки, среди направлений: Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Грузия и Монголия). Также происходит постепенное расширение на страны Персидского залива и Турции. 

Мировые рынки работы с данными, указывают в Arenadata, будут только увеличиваться в ближайшие 3-5 лет. Прогнозируется поэтапное увеличение и доли Open Source (в 2022 году он оценивался в 25,6 млрд долларов, в 2027 — будет на уровне 54 млрд долларов).

Каковы экономические позиции Arenadata сейчас?

Долговая нагрузка по итогам 2023 года оценивалась в –0,6х. Консолидированная выручка — 4 млрд рублей. Операционная прибыль до амортизации — 1,7 млрд рублей. Рентабельность по вышеуказанному показателю OIBDA — 42%. Чистая прибыль — 1,5 млрд рублей.

Драйверами роста корпорации считаются: импортозамещение в IT-сфере, массовая цифровизация и курс на «суверенный интернет».

В чем финансовый успех Arenadata?

Портфолио компании — это программные продукты с открытым исходным кодом. Цель — построение хранилища данных (суммарный объем которых по всем клиентам оценивается в 25 петабайт), управление IT-ландшафтом фирмы (а также обеспечение системы мониторинга, резервного копирования и аварийного восстановления с круглосуточной технической поддержкой), подготовка кадров и многое другое

Компания не исключает проведения IPO в ближайшее время.

Какова у фирмы интеллектуальная собственность?

Компания владеет разнообразным портфелем интеллектуальной собственности. Тут есть и товарные знаки (причем — не только обозначающие наименование корпорации, но и указывающие важную константу — «Большие данные большой страны»), и зарегистрированные программы для ЭВМ (их общее количество, судя по БД «Онлайн Патент», составляет 14 штук). В феврале 2024 года компания подала заявку в Минцифры на включение одного из своих продуктов в Реестр ПО.

Внесение в Реестр ПО

Подготовка - от 10 до 45 дней

Экспертиза - 1,5 мес.

Срок действия - бессрочно

МС
Максим Смоляров
193
+1
193
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.