Банкомат, электронный музыкальный телеграф, самолет: придуманные дважды изобретения

Любовь Шелонина

Продолжаем нашу серию материалов об изобретениях, придуманных дважды. 

Банкомат

Изобретение первого банкомата приписывают Джону Шепарду-Бэррону, шотландскому инженеру, мечтавшему создать автомат самообслуживания для получения денег в нерабочее время банка. Ученый вдохновился автоматами по продаже шоколада. Первый банкомат «Barclays-De La Rue» появился в 1967 году и всего на девять дней опередил двух других конкурентов — «Metior» и шведские сберегательные банки.

Джон Шепард-Бэррон использовал шестизначный персональный идентификационный номер, в остальном автоматические банкоматы обладали функциями, аналогичными современным. Затем PIN-код сократили до четырех цифр, на чем, по некоторым источникам, настояла жена изобретателя. Оригинальные банкоматы не были запатентованы во избежание использования мошенниками принципа работы машин. 

Для истории важен и Дон Ветцель, создавший первый банкомат в США в одном из нью-йоркских филиалов «Chemical Bank» в 1969 году. Аппарат Ветцеля мог принимать депозиты, выдавать наличные и переводить деньги между счетами, а доступ к нему осуществлялся с помощью карты с магнитной полосой, в то время как устройство Джона Шепарда-Беррона использовало чеки, пропитанные веществом, обладающим слабой радиоактивностью — углеродом-14.   

Дон Ветцель стал соавтором патента, идея которого пришла ему в голову во время стояния в банковских очередях. В 1968 году изобретатель являлся вице-президентом по планированию продукции «Docutel», разработавшей автоматизированное оборудование для обработки багажа. Два других изобретателя, указанных в патенте, — Том Барнс, главный инженер-механик, и Джордж Честейн, инженер-электрик. На разработку банкомата ушло пять миллионов долларов, а компания «Docutel» получила патент в 1973 году.

Патент на банкомат

Поначалу банки строго относились к тому, кому они предоставляли привилегии пользования устройством — такая роскошь доставалась исключительно владельцам кредитных карточек с хорошей банковской репутацией.

Разработки Джона Шепарда-Бэррона и Дона Ветцеля появились независимо друг от друга, но обоих мотивировало желание упростить жизнь клиентам банков. 

Электронный музыкальный инструмент

Элиша Грей был бы известен нам как изобретатель телефона, но Александр Белл пришел в патентное бюро на час раньше, о чем мы писали здесь. Вместо этого Грею удалось войти в историю как случайному создателю одного из первых электронных музыкальных инструментов — побочного продукта его телефонной технологии.  

«Музыкальный телеграф» или «Электрогармонический телеграф» использовал электроакустический принцип — набор настроенных стальных язычков вибрировал под действием электромагнитного тока, затем результирующий автоколебательный ток передавался по телефонной линии в виде жужжащего музыкального сигнала. Вот какое описание дано в патенте самим Элишей Греем:  

«Мое изобретение заключается в новом искусстве создания музыкальных впечатлений или звуков с помощью серии правильно настроенных вибрирующих язычков или стержней, приводимых в действие серией клавиш, размыкающих электрические цепи. Оно также заключается в передаче мелодий, созданных таким образом по электрической цепи, и воспроизведения их на приемном конце линии». Устройство было запатентовано в феврале 1876 года.

Первый «Музыкальный телеграф» Элиши Грея использовал простую конструкцию клавиатуры с двумя «осцилляторами» (система, совершающая колебания), но дальнейшие версии содержали достаточно однотональных осцилляторов для воспроизведения двух октав. Грей предположил, что число клавиш может быть увеличено, поэтому модели оснащались простым колесиком регулировки тона. 

Изобретатель взял инструмент с собой в турне по Великобритании в 1874 году, а позже и в США устроил «Телефонный концерт», несмотря на то, что телефон фактически не использовался. Играя удаленно из офиса «Western Union» в Филадельфии, знаменитый пианист Фредерик Босковиц исполнил 16-нотную версию «The Musical Telegraph» для изумленной публики. Приемник установили на рояле, чтобы еще больше резонировать и окрашивать жужжащий тон электронного инструмента. Тона получились отчетливыми, хотя высокие ноты, по словам очевидцев, были «довольно слабыми», а тембр напоминал орган. За первым концертом последовали еще пять выступлений: три в Стейнвей-холле, одно в Бруклинской академии музыки и одно в Линкольн-холле в Вашингтоне.

Патент Грея

В новой области Элише Грею в который раз не давал покоя Александр Белл, использовавший аналогичную технологию для разработки экспериментальной «Электрической арфы», передающей речь по телефонной линии.

Позже, в 1872 году, Грей основал «Western Electric Manufacturing Company» — головное предприятие нынешней «Western Electric Company», а два года спустя ушел в отставку для продолжения исследований и преподавания. 

Самолет

Не утихают споры о том, кто совершил первый воздушный полет. Принято считать, что это братья Райт, но некоторые закрепляют первенство за двумя другими авиаторами — Альберто Сантос-Дюмоном из Бразилии и Густавом Уайтхедом из Коннектикута. Рассмотрим историю каждого.

Альберто Сантос-Дюмон

Живя в Париже в 1890-х годах, Сантос-Дюмон вложил состояние своей семьи, занимавшейся выращиванием кофе, в эксперименты с воздушными шарами и дирижаблями с моторным приводом. Получив в 1901 году авиационную премию за пилотирование дирижабля вокруг Эйфелевой башни, авиатор переключил внимание на самолеты. 

В то время как некоторые скептически относились к сообщениям о достижениях братьев Райт, успех яркого Сантос-Дюмона был очевиден всем 23 октября 1906 года, когда его ранний экспериментальный самолет пролетел около 60 метров на высоте более пяти метров перед большой парижской толпой. Менее чем через три недели бразилец установил мировой рекорд, признанный Международной федерацией воздухоплавания.

Сторонники Сантос-Дюмона утверждают, что его колесный аппарат взлетел без посторонней помощи, в отличие от самолета Райтов, который стартовал с рельсов и поднялся в воздух благодаря сильному ветру. Энрике Линс де Баррос, бразильский физик, написавший две книги о Сантос-Дюмоне, объявил полет братьев Райт не соответствующим всем стандартам.

Густав Уайтхед 

За два года до полета братьев Райт в статье бриджпортского воскресного вестника от 18 августа 1901 года сообщалось о немецком иммигранте по имени Густав Уайтхед, совершившим полет на высоте 45 метров над Бриджпортом и Фэрфилдом. На прилагаемой иллюстрации, нарисованной от руки, был изображен Уайтхед в его хитроумном устройстве, похожем на летучую мышь. 

Затем Уайтхед сообщил о возвращении в небо 17 января 1902 года и полете над проливом Лонг-Айленд. Заявление, однако, не подкреплялось документацией. Издание «Scientific American» отметило, что единственная размытая фотография самолета была сделана на авиашоу 1906 года в Нью-Йорке, но снимок, если и существовал, потерялся для истории после публикации отчета. В 1930-х годах предприняли попытку взять интервью у двух очевидцев, упомянутых в статье, но одного найти не удалось, а другой ответил: «Вся история была выдуманной». 

Орвилл Райт написал опровержение под названием «Мифический полет Уайтхеда» в журнале «US Air Services» в 1945 году, едко высказавшись насчет склонности Уайтхеда к «грубому преувеличению».

Аргументы в пользу первенства Уайтхеда получили новую жизнь в 1987 году — в новостной программе CBS показали фрагмент под названием «Райт ошибается?» Споры достигли пика в 2013 году, когда австралийский историк авиации Джон Браун объявил о находке фотографии Уайтхеда в полете, опубликованной в 1906 году.

Исследование Брауна побудило Пола Джексона, редактора уважаемого авиационного издания «Jane's All the World's Aircraft», одобрить Уайтхеда как первого поднявшегося в воздух при помощи самолета человека. Позже корпоративные владельцы издания сделали публичное заявление о том, что оценка Джексона в предисловии к выпуску — исключительно его личное мнение.

Братья Райт

Утром 17 декабря 1903 года Орвилл Райт взял управление летательным аппаратом и подал сигнал брату Уилбуру. Уилбур бежал рядом, чтобы уравновесить хрупкую машину, и «Райт Флайер» соскользнул с направляющего рельса и взмыл в воздух. Два брата из Огайо совершили 12-секундный полет над дюнами отдаленного Аутер-Бэнкс в Северной Каролине. При первом полете присутствовало несколько свидетелей, а фотография, сделанная сотрудником «Службы спасения жизней» США, доказала, что «Райт Флайер» поднялся в воздух.

Братья Райт тщательно документировали свои эксперименты, добиваясь получения патентов и контрактов на летательный аппарат. В отличие от Сантос-Дюмона, братья держались в тени и не совершали публичных полетов до 1908 года, спустя два года после того, как бразильский авиатор поразил Париж.

Большинство историков авиации считают, что братья Райт соответствовали критериям, позволяющим быть изобретателями первого успешного самолета до Сантос-Дюмона, так как их летательный аппарат был тяжелее воздуха, с пилотируемым двигателем, способным взлетать и приземляться самостоятельно, управляемым по трем осям во избежание аварий. Сторонники братьев Райт также отмечают, что они могли совершать полеты продолжительностью 40 минут еще до Сантос-Дюмона.

Патент на изобретение

Подготовка 10-20 дней

Экспертиза 2-3 месяца

Срок действия 10 лет

Заглавное фото

Любовь Шелонина
424
+1
424
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.