«У меня есть идея, как сделать это лучше»: история изобретательницы Бьюлы Луизы Генри

ВЖ
Вера Жихарева

Бьюла Луиза Генри была одной из самых продуктивных изобретательниц XX века. На ее счету 49 патентов и 110 эскизов уникальных изделий. Пишущие и швейные машинки, морозильные камеры, игрушки и зонты-автоматы, созданные по проектам миссис Генри, были инновационными, но при этом простыми в производстве и использовании. Многие из них пришлись по душе растущему среднему классу Америки и принесли изобретательнице неплохие лицензионные отчисления. 

Это был Нью-Йорк 1920-х — золотая эпоха джаза. Бьюла Луиза Генри лихорадочно металась от одного прохожего к другому в поисках карандаша, торопясь поймать очередную гениальную идею, пока та не ускользнула от нее. Озарение пришло внезапно, когда она шла по Мэдисон-сквер с блокнотом в кармане. Она услышала громкий стук пишущих машинок и вдруг поняла: эти аппараты могут быть бесшумными! В голове Луизы Генри тут же возник эскиз нового изобретения и она начала переносить его на бумагу, одолжив карандаш у первого встречного. Изобретательница уже знала, как запатентовать свое творчество и была уверена в успехе.

Луиза Генри родилась 28 сентября 1887 года в городке Роли, что в Северной Каролине. Она была внучкой бывшего губернатора штата, Уильяма Холдена и потомком 9-ого президента США Уильяма Харрисона. Луиза росла любознательным ребенком и с самого детства увлекалась творчеством, особенно живописью и музыкой. Но самым любимым ее занятием было замечать вещи, которые казались несовершенными, и думать над тем, как их можно было бы улучшить.

В девять лет Луиза увидела, как мужчина пытается одновременно нести сумки с продуктами и читать газету. Ему было нелегко, но желание поскорее узнать свежие новости оказалось сильнее всех неудобств. Генри нашла способ решить эту проблему, создав первый эскиз своего изобретения — ремня с держателем для газет. 

Луиза впервые оформила патент (№ 1037762) в 1912 году. Это было устройство для приготовления мороженого, которое использовало минимальное количество льда. Первые морозильные камеры появились лишь в 1939-м году, поэтому лед был в дефиците: его запасали зимой и хранили в подземных погребах. В эскизе мороженицы прослеживались все отличительные черты устройств Луизы Генри: экономичность, эффективность и простота использования. Благодаря этим качествам ее изобретения выгодно выделялись среди других товаров.

Но Луизе не сразу удалось получить прибыль от своего творчества. Мороженица, как и второе изобретение Генри — зонтик со сменными куполами, позволявший модницами менять цвет аксессуара в зависимости от выбранного наряда — не заинтересовали производителей и продавцов Мемфиса, где в то время жила семья. 

В 1920-м году родители Луизы решились на переезд в Нью-Йорк, чтобы талант дочери не остался незамеченным. Но «большой город» принял Генри недружелюбно. К женщине-изобретателю отнеслись с предубеждением и бесконечные походы по мастерским и офисам производителей оказались напрасными. 

Тогда Луиза собственноручно сделала зонт по своему эскизу и продемонстрировала готовое изделие одному из мастеров. Это была победа: мужчина не только признался, что модель выглядит впечатляюще, но и захотел поучаствовать в производстве подобных изделий. Так благодаря таланту и настойчивости Луиза Генри начала получать прибыль от своих изобретений. 

После этого ее креативность, если так можно сказать, увеличилась в разы. В 1924 и 1925 годах Генри запатентовала усовершенствованные чертежи зонта (патенты № 1492725 и №1593494), а затем сосредоточилась на том, что сделало ее по-настоящему известной — детских игрушках.

В конце 1925 года Луиза запатентовала каркас из пружин, позволявший конечностям игрушек возвращаться в исходное положение после того как ребенок согнул их (патент № 1551250). В описании патента было указано, что каркас можно использовать в любых типах мягких игрушек и не вынимать во время стирки. В дальнейшем Генри запатентовала и другие свои изобретения: волчок, заменяющий игральные кости (патент №1575264), куклу-радиоприемник (патент №1565145), водную колесницу, управляемую надувными лебедями (патент №1639607).

У Луизы не было детей, но она черпала вдохновение из наблюдений за детскими площадками и, конечно же, из воспоминаний. В 1890-х годах, во время зарождения массового рынка игрушек, она была маленькой девочкой. Это было время гендерных стереотипов, когда мальчикам доставались поезда и наборы для проведения увлекательных опытов, а их сестрам — игрушечная посуда и швейные машинки. Генри попыталась противостоять этой тенденции. Ее реалистичные куклы позволяли девочкам подготовиться к материнству, которое считалось чуть ли не единственной их жизненной целью. Но внутри ее игрушек скрывались сложные конструкции, провода, шарниры или даже радиоприемники. Луиза надеялась, что это поможет девочкам стать ближе к сфере инноваций. 

Миссис Генри позаботилась и о взрослых женщинах. Копировальных аппаратов еще не было и машинисткам приходилось использовать специальную бумагу, оставляющую черные пятна на коже и одежде. Луиза исправила это, создав специальную насадку для пишущих машинок, которая пропускала красящую ленту между страницами и избавляла от необходимости пачкать руки (патент  №1874749). Немаловажно, что эта насадка была совместима с сотнями моделей пишущих машинок и всеми видами бумаги, используемой в те годы в офисах.

Большую часть прибыли от своих изобретений Генри тратила на подготовку новых заявок на патенты. В среднем она подавала их дважды в год, вместе с целой командой специалистов — чертежников, инженеров и поверенных. Репортеры, удивленные такой продуктивностью, называли Луизу Генри «леди Эдисон», в честь знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона, инновационная лаборатория которого была похожа на настоящую «фабрику патентов». Сама Луиза заявляла: «Я не заслуживаю этого титула, но газета дала мне его и он прижился».

В 1930-х, во времена Великой депрессии, изобретения Генри стали приносить меньше прибыли. Но «леди Эдисон» со свойственным ей упорством продолжила усердно трудиться и даже увеличила количество патентов в своем портфеле. Одним из ее новых изобретений стал механизм, перемещающий глаза и веки кукол при изменении положения их рук (патент №2022286 ).

В 1936 году Генри занялась усовершенствованием швейных машин. В патенте США № 2230896 она предложила убрать из конструкции прибора шпульку — катушку, на которую периодически приходилось наматывать нитки. Это позволило швеям продуктивнее использовать рабочее время, а также сделало швы более прочными. 

Генри очаровывала публику своей непосредственностью и трудолюбием. На одной из презентаций новых моделей зонтов она внезапно замолчала и начала быстро делать наброски в блокноте. Закончив, изобретательница объяснила, что только что довела до совершенства механизм детской игрушки, над которым она давно работала. Подобные моменты сделали образ Луизы запоминающимся и эксцентричным. В некоторых газетах ее сравнивали с такими великими учеными как Никола Тесла и Альберт Эйнштейн. 

В декабре 1941 года для Соединенных Штатов началась Вторая мировая война и Генри остановила все текущие проекты, чтобы присоединиться к работе на оборонку. При этом она не забывала и о сугубо мирных изобретениях. Так, она запатентовала игрушечную корову, которая дает настоящее молоко (патент №2577849) и механическую собачку, которую можно кормить, как живую (патент №2631408).

Журналисты неоднократно просили Луизу Генри раскрыть секрет своего успеха, на что она отвечала: «Я просто смотрю на какой-либо предмет и вижу, как его можно улучшить». Когда миссис Генри установила новый рекорд среди изобретательниц, глянцевые журналы начали публиковать фотографии, где она сидела в окружении кукол, напоминающих живых младенцев. Так редакторы стремились представить Луизу в образе матери, привычном для читателей того времени.

Изобретательница умерла 26 февраля 1973 года в возрасте 85 лет. Она прожила долгую и весьма насыщенную жизнь. Её карьера началась в эпоху первых бензиновых и дизельных авто, а закончилась в период космической гонки. 

Читайте в нашем журнале:

История Sharp: как механический карандаш повлиял на становление гиганта электроники

Какую роль сыграли патенты в японском экономическом чуде

Генеалогия принтера

ВЖ
Вера Жихарева
138
+1
138
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.