С 2022 года российский медиарынок пережил масштабную трансформацию — международные издательские дома свернули деятельность в стране. Процесс затронул прежде всего глянцевые СМИ. На фоне этого произошел масштабный ребрендинг. Рассказываем в нашей статье, как изменились названия ушедших глянцевых журналов и какие новые бренды СМИ появились в стране.
Ушедшие бренды
Журнал Vogue — культовое издание Conde Nast, выходившее в России с 1998 года, прекратило выпуск российской версии в сентябре 2022 года. Аналогичная ситуация сложилась с другими СМИ холдинга: GQ, Tatler AD Architectural Digest. А издательский дом Hearst Shkulev закрыл российские версии Esquire и Elle из-за расторжения лицензионного соглашения. Однако позже они начали выпускаться, но уже под другими названиями.
Феномен ребрендинга
Издательский дом Independent Media из-за разрыва отношений с американским Hearst провел ребрендинг большинства своих проектов: Cosmopolitan стал Voice, Домашний очаг — Новым очагом, Men's Health — Men Today, Harper's Bazaar — The Symbol, Популярная механика — TechInsider. Esquire превратился в Правила жизни. Elle стал называться Belle.
Несмотря на изменение рынка, аудитория журналов, в том числе глянцевых, в России в целом растет, следует из данных Mediascope. Так, например, охват одного номера Marie Claire в марте-июле 2024 года составлял 514,5 тыс. человек против 249 тыс. за аналогичный период 2023-го.
Новые игроки
На рынке появляются и новые бренды. Так, например, в 2025 году в Москве презентовали новый глянцевый журнал «Алло, мам» для женщин с детьми. В нём — 210 страниц, на которых размещено 12 тематических рубрик: о моде, туристических местах, искусстве и так далее. Главная фишка — игры для детей. Например, на последних страницах одного из выпусков была напечатана кукла и несколько модных образов для нее. Дети могут вырезать все детали и играть.
Кроме того, в 2024 году стало известно о выходе нового журнала «дочки» холдинга «Газпром-Медиа», главным редактором которого стал стилист Алеко Надирян. Проект получил название «Мнение редакции может не совпадать». О запуске нового глянцевого журнала под названием «Чтиво» объявил и писатель Сергей Минаев. Также в России появилось издание «Москвичка». Эксперты в сфере моды и стиля даже прозвали его «русским Tatler».
Кроме того, нередки ситуации, когда журналы уходят частично или полностью в онлайн, запуская, например, собственные телеграм-каналы или создавая страницы в других социальных сетях.
В целом же российский глянец переживает период переосмысления — на смену интернациональным стандартам приходит гибридная модель, сочетающая элементы luxury-журналистики с акцентом на локальную повестку.
С одной стороны, ушли бренды, которые долгие годы «этот рынок олицетворяли». С другой — аудитория глянца «со своими интересами и потреблением» осталась, считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. И может быть модные журналы ждет новый период расцвета.