BlackBerry: взлет и падение канадского производителя смартфонов

ВК
Вадим Кизимов
BlackBerry: взлет и падение канадского производителя смартфонов

Продукция BlackBerry  долгое время ассоциировалась с высокой надежностью и статусом. Смартфоны компании можно было увидеть в руках у знаменитостей. Они стоили дорого и имели узнаваемый всеми дизайн. Увы, теперь о BlackBerry почти что забыли. Корпорация потерпела крах как из-за неправильного управления, так и из-за наступления прогресса и смены трендов в производстве смартфонов. Так или иначе, это была одна из самых прибыльных компаний в своей нише. О ее истории мы расскажем в нашем материале.  

Основатель

Михалис Лазаридис родился в 1961 году и с пяти лет жил в Канаде. Талант изобретателя проявился в нем с детства. Уже в 8 лет мальчик собрал довольно хорошо работающие маятниковые часы. Он хорошо учился, а к 12 годам прочёл всю научную литературу в библиотеке Уинсора. Также в школе Михалис (или Майк) собрал устройство для точного определения первенства нажатия на кнопку в викторине. Позже они с отцом продавали такие устройства в школы и на этом заработали Майку деньги на колледж. 

Обучаясь в Университете Ватерлоо, Майк подрабатывал починкой приборов. В 23 года был выигран контракт с General Motors. Корпорация заплатила студенту 600 000 долларов за разработку светодиодной системы оповещений. За месяц до выпуска из Университета Майк решил бросить учёбу и заняться предпринимательством. Со своим другом они основали компанию Research in Motion (RIM). 

Трудное начало

Работа по контракту с General Motors пошла не по плану и у молодой фирмы начались проблемы. В то время существовала сетевая технология Mobitex, и с 1988 года в RIM первыми за пределами скандинавских стран занялись созданием устройств под нее. Однако применения разработанной сети не нашлось. Далее:

  1. В 1990 году по запросу канадской службы кинематографии создано устройство чтения плёнки Digisync. 
  2. В 1990 году RAM mobile Data решает создать свою сеть на основе Mobitex. В качестве разработчика устройств для этой сети были наняты именно Research in Motion. Создаётся пейджер с двусторонней связью. Майк тем временем работает над собственными приборами с беспроводной передачей. 
  3. 1996 год — на рынок попадает беспроводное устройство Inter@ctive Pager 900. В перспективы подобных технологий тогда почти никто не верил. Коммерческого успеха у гаджета не было — хоть он и помещался в руке, носить с собой пейджер было крайне неудобно. 
  4. 1997 год — появляется RIM 950, разработанный совместно с Intel. Устройство сильно отличается от пейджеров, оно непрерывно подключено к сети и электронной почте, а текст можно набирать по клавиатуре только большими пальцами. Более того — техника могла работать 3 недели от одного заряда. 

Впрочем, общественность все еще не понимала преимуществ RIM 950 и спроса на гаджет почти не было. Майк едва удержал фирму от закрытия. 

Прорыв

Успеху способствовали три шага со стороны Research in Motion:

  1. Сотрудничество с Lexicon Branding, которые и переименовали RIM 950 в BlackBerry из-за сходства клавиатуры с ягодами. 
  2. Запуск в 1999 году беспроводной защищенной электронной почты на базе всё той же Mobitex.
  3. Бесплатная раздача устройств RIM 950 энтузиастам и известным людям. 

В итоге BlackBerry начинают использовать работники экстренных служб, а после и завсегдатаи Уолл-стрит. Корпорация в 1999 году проводит IPO, а ее продукция потихоньку приобретает статус культовой. Во время теракта 11 сентября 2001 года телефоны BlackBerry оказываются единственными устройствами, продолжившими работать. Позже президент США Барак Обама выбирает именно BlackBerry. 

Патентный спор

Патенты на технологию, обеспечивающую функционирование беспроводной электронной почты, стали предметом спора между Research in Motion и NTP. Майк защищался тем, что никогда не знал о разработках NTP и придумал все самостоятельно. Впрочем, в суде оказываются правы NTP, сумевшие доказать свой приоритет в создании технологии. Требование суда было крайне жестким: запрет на продажи продукции BlackBerry на территории Соединённых Штатов. 

Поскольку в рекламной компании RIM делали упор на статусных потребителей, включая политиков и госслужащих, Федеральное правительство не позволило так просто удалить телефоны с американского рынка. Запрос на запрет был отложен. По итогам пятилетнего разбирательства в пользу NTP было выплачено 612 млн долларов в обмен на снятие обвинений. Но не это подкосило гиганта. 

Просчеты и проигрыши

В 2007 году, когда капитализация Research in Motion превысила 40 млрд долларов, на рынок был выпущен первый iPhone. У него не было удобной тактильной клавиатуры, долго сохраняющегося заряда, но было хорошее программное обеспечение и широкий функционал. Если Майк Лазаридис делал упор на корпоративных потребителей, надёжность и защищённость, то Стив Джобс работал с широкой массовой аудиторией и предлагал красивую оболочку с несколькими приложениями и новыми функциями. 

График стоимости акций показывает, насколько быстрым был как подъём, так и закат BlackBerry.   

В управлении и разработках RIM были слишком консервативны, что негативно сказывалось на продажах и отзывах. Целевая аудитория также перестала быть верной — если руководители пользовались BlackBerry, то простые работники — iPhone и смартфонами на Android. Не улучшили ситуацию и сбои в связи

В корпорации попытались разработать новую операционную систему, поглотив для этого пару компаний, но ничего не вышло. Напротив — негативные отзывы вынудили снизить цены на продукцию. Сотрудники фирмы отмечали, что топ-менеджмент будто бы было оторван от реальности, а все решения принимались крайне медленно. В 2012 году во главе компании встал Торстен Хейнс, а в 2013 корпорация сменила название на BlackBerry и уволила 40% сотрудников. 

Итоги

В 2014 году BlackBerry заключил партнёрство с Samsung, а годом позже вышел их первый смартфон на операционной системе Android. В дальнейшем сотрудничество заключалось и с OnwardMobility, в частности, по выпуску нового гаджета. Бывший гигант все еще старается удержаться на рынке мобильных телефонов. Возможно, в будущем ему удастся сделать упор на безопасность данных и занять свою нишу, но пока компания превратилась в притчу во языцех. А основателя Майка Лазаридиса называют так и не состоявшимся Стивом Джобсом, который, в отличие от основателя Apple, не успевал своевременно патентовать свои разработки.   

Заглавное фото

ВК
Вадим Кизимов
787
+1
787
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.