Когда речь заходит о болгарском графическом дизайне, то у многих людей возникает непроизвольная улыбка на лице. Тем не менее он был и есть. И центральная фигура в его становлении и развитии — Стефан Канчев, создавший тысячи логотипов для компаний и организаций по всему миру. У него были выставки в Берлине, Москве, Варшаве и Нью-Йорке. О жизни и работах этого дизайнера мы и поговорим в сегодняшнем материале.
В начале творческого пути
Стефан Канчев (бол. Стефан Кънчев, также по-русски встречается написание Кынчев) родился в 1915 году в семье иконописца. Его отец занимался росписями церквей в городе Ботев, Святой Богородицы в Старой Загоре и многих других. Конечно, Стефан привлекался к этой работе: он помогал своему отцу, смотрел и учился. Позже вспоминал, что ему повезло: двоюродный брат, тоже, видимо, вращавшийся в этой сфере, — познакомил как-то с известными художниками. И еще до поступления в вуз — Стефан занимался прикладной графикой, был подмастерьем.
С 1940 по 1945 год — изучал настенную живопись в Национальной художественной академии. Уже тогда он обратил на себя внимание знатоков. Вот что писал Иван Ненов, известный болгарский живописец: «Несколько лет назад на выставке в Академии художеств некоторые студенческие произведения меня впечатлили. Идеи были оригинальными, концепции — удачными, а работы — хорошо построенными. В целом уровень [проектов]… был выше того, что типично для Академии художеств в тот период. Имя молодого художника — Стефан Канчев. Он покинул Академию, не закончив весь курс. Уже тогда качество его [произведений] показало, что Канчев — один из самых талантливых…».
Несомненно, что после такой характеристики — карьерные возможности инноватора-дизайнера были самыми широким. Он постепенно укрепляет свои позиции как художник не только в Болгарии, но и в других странах (его работы были представлены на выставках в Берлине, Москве, Варшаве, Нью-Йорке).
Канчев создает прикладную графику в восточноевропейском стиле, а также многочисленные товарные знаки для различных компаний и организаций.
Примеры его графических работ:
У каждого из брендов Канчева — вполне понятная художественная форма и типографская природа. Подобное соединение предполагает оригинальность (нестандартность) графического дизайна: «… изображение представляет собой всего лишь одну букву или комбинацию букв, иногда это форма чего-либо или просто символ, иногда это комбинация формы и шрифта. Все это созрело в глубокой художественной обработке, они были изменены, уточнены, и в конце художник представил работу в упрощенном, ясном и уникальном виде».
Всего таких проектов у Канчева было более 1600. 23 созданных им обозначения были представлены на международной выставке, организованной Американским институтом графических искусств.
В 1994 году — Стефан Канчев вошел в рейтинг ТОП-10 дизайнеров товарных знаков в мире, составленный профильным бельгийским Международным центром.
Канчев прожил долгую и плодотворную жизнь, он скончался в 2001 году в возрасте 86 лет.
В чем секрет Канчева?
Как и остальные великие дизайнеры, он, создавая свои произведения, ориентировался на несколько важных деталей:
Первое — простота и выразительность. Ниже вы можете увидеть, например, его персональную монограмму — в ней переплетаются инициалы автора (С и К), вписанные в открытый глаз, что иллюстрирует взаимосвязь автора с творческой сферой.
Второе — общая элегантность и запоминаемость объекта. Посмотрите на бренд госпредприятия Petrolfrom (1969 год). Здесь изображен зверь со встроенной латинской буквой P, элементами как движения, так и горения.
Третье — историчность, преемственность. «Мы не должны думать, что эпоха начинается с нас. Я хотел бы, чтобы мы были более бдительными, когда разрушаем то, что унаследовали. Мы теряем много прекрасных зерен, мы теряем традиции, которые мы не ценим, которые унаследовали. Сохраненный знак — это именно традиция», — подчеркивал дизайнер.
Четвертое — продолжительность действия созданного и внедренного товарного знака. Бренд не должен меняться с каждым новым директором: «…традиция дает уверенность, которая помогает оставаться на плаву перед лицом конкуренции».
Придумывая и внедряя обозначения, Канчев трудился без передышки: он работал днями и ночами, иногда по 40 часов подряд. Пожалуй, вспоминают современники, самой лучшей фразой, характеризующей Канчева, была такая: «я отдыхаю тогда, когда работаю». При этом — дизайнер оставался всегда веселым и позитивным: «По случаю его 80-летия в Софии была организована персональная выставка. [Профессор местного вуза Варджиев] спросил его, как он себя чувствует. Как два раза по сорок — с присущим ему чувством юмора, сказал он».
Это качество Канчев соединял и со склонностью к тайне. Например, когда даже приходили его друзья, то он не позволял смотреть, что удалось придумать и сделать: «… он меня приветствовал, но... закрывал то, что в данный момент рисовал, листом бумаги. Он не любил, чтобы за ним наблюдали, и напоминал мне, что когда выйдет издание, тогда и посмотрим, в чем была его идея и как она была реализована».