Развитие Вселенной началось с Большого взрыва — это известно каждому школьнику. Кажется, в метавселенной такой большой взрыв уже произошел — по последним прогнозам, к 2030 году стоимость метавселенной вырастет примерно до пяти триллионов долларов. Отношения в таком большом пространстве становятся все сложнее: получается, действительно, отдельный мир, постепенно разрабатывающий свои правила и испытывающий на прочность уже существующие.
Разумеется, такое событие не может пройти мимо внимания правообладателей. Открытие новой планеты — нового аспекта права метавселенной — сразу же становится предметом споров и обсуждений. И, конечно же, одним из важных вопросов является охрана товарных знаков в этой новой вселенной: как сделать так, чтобы права, существующие в одном мире, сохранились и в совершенно другом?
Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС (European Union Intellectual Property Office) стало получать все больше и больше заявок, связанных с виртуальными товарами. Для того, чтобы способствовать единообразию практики, в июне 2022 года Ведомство опубликовало сообщение о правилах регистрации товарных знаков в отношении виртуальных товаров.
Так, было указано, что виртуальные товары относятся к девятому классу, поскольку они рассматриваются как цифровой контент или цифровые изображения. Однако Ведомство отметило, что сам по себе термин «виртуальные товары» не обладает достаточной точностью, поэтому необходимы определенные пояснения — какие именно товары подразумеваются. Например, в случае виртуальной одежды Ведомство советует указывать ее следующим образом: «downloadable virtual goods, namely, virtual clothing». Термин же non-fungible tokens (NFTs) Ведомство считает неприемлемым поскольку, опять-таки, он не конкретизирует товар.
Сообщается также, что в 12-м издании Ниццкой классификации товаров и услуг в девятый класс будет включен термин «downloadable virtual goods». Таким образом, это, несомненно, поспособствует созданию единообразной практики и не будет вводить заявителей в заблуждение.
В том, что вопросов в отношении товарных знаков и NFT будет возникать все больше и больше, сомнений никаких нет — раньше они касались в основном возможности охранять свои права, закрепленные «обычными» товарными знаками, в виртуальной сфере. Так произошло с проектом MetaBirkins, когда художник пытался продавать виртуальные сумки, один в один напоминающие знаменитую продукцию компании Hermes, форма которых, кстати, зарегистрирована в качестве товарного знака. На данный момент стороны успели обменяться значительном количеством документов против друг друга, придерживаясь главных линий — нарушение прав на товарный знак и первая поправка о свободе слова. Последние новости о споре датированы 30 ноябрем: дата судебного заседания назначена на 30 января 2023 года.
А совсем недавно суд в Риме вынес первый судебный запрет в отношении NFT в споре о нарушении прав на товарный знак. Интересно, что тематически этот спор связан с еще одной актуальной сейчас темой — футболом.
Иск футбольного клуба «Juventus» против компании, разрабатывающей футбольный симулятор с использованием технологии NFT, стал бы одним из череды уже значительно большого количества схожих, если бы не одно примечательное событие. Им стал судебный запрет — первый в истории споров с NFT. Поддержав аргументы, выдвинутые футбольным клубом, суд Рима вынес решение о возбуждении уголовного дела против ответчика, запретив ему «производство, маркетинг, продвижение и предложение к продаже, прямо и/или косвенно, любым способом и в любой форме, NFT и их цифрового содержимого с изображением товарных знаков Juventus, а также использование этих товарных знаков в любой форме и любым способом». Отметим, что один из этих товарных знаков — знаковый узор из черно-белых полос и сокращенный вариант названия клуба «Juve», часто обычно используемый болельщиками.
Судебный запрет содержал в себе следующие требования: (1) обязать ответчика в течение 10 дней с момента получения документа прекратить производство и предложение на продажу любого цифрового контента, содержащего товарные знаки футбольного клуба и (2) удалить со страниц сайтов любые упоминания о данных товарных знаках и контент, их содержащий. За каждый день просрочки штраф будет составлять 500 евро.
Можно полагать, что принятые меры связаны также с планами самого футбольного клуба на покорение новых горизонтов — например, в 2021 году был объявлен аукцион на покупку виртуальной футболки, специально созданной совместно с Adidas. А теперь товарные знаки клуба используются другой компанией в производстве видеоигры, чему правообладатель хочет как можно скорее положить конец.
Этот спор интересен еще одним аспектом — тем самым, с Ниццкой классификацией, о которой, в связи с виртуальными товарами, мы писали выше. В данном же споре она совершенно не важна — точнее, не важно наличие в перечне товарного знака формулировки «downloadable virtual goods, namely...» в 9 классе — этот товарный знак общеизвестный (болельщики тут нас однозначно поддержат), следовательно, зарегистрированные классы отходят на второй план. Отмечается, что этот факт подчеркивает уже ранее высказанное мнение о том, что крупным компаниям, по сути, нет смысла ввязываться в гонку за подачу новых, «высокотехнологичных» заявок на товарные знаки с 9 классом — репутация и известность могут помочь сэкономить средства и время.
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь. И не забудьте применить купон JOURNALTRADEMARK. Он даст вам скидку в 10% на регистрацию.