BYD Company Limited была основана в 1995 году и зарегистрирована в материковом Китае. Это конгломерат, у которого на данный момент есть два дочерних предприятия — BYD Auto и BYD Electronic. Акции корпорации размещены на Гонконгской бирже. Компания интересна тем, что поставляла до определенного момента максимально широкую линейку товаров: от легковых автомобилей и грузовиков до солнечных панелей. Но относительно недавно она сменила вектор развития и решила сосредоточиться на электромобилях, попутно проведя ребрендинг.
История
Председателем и генеральным директором сейчас является тот же человек, что и основал компанию — Ван Чуаньфу. Он родился в относительно бедной семье, но получил высшее образование в области химии, и, проработав немного в государственном университете, решил открыть свое дело. Он начал в Шэньчжэне, где как раз была свободная экономическая зона. В этом месте до сих базируются многие технологические китайские компании.
BYD создавалась как завод по производству аккумуляторов, чтобы вытеснять японских конкурентов за счет собственных мощностей. Производство стало быстро развиваться и расширяться по всему миру. В результате спустя 10 лет фирма контролировала более 50% рынка аккумуляторов для сотовых телефонов, входила в ведущую четверку предприятий мира по производству аккумуляторных батарей в целом и стала крупнейшей компанией этого направления в Китае.
В 2007 году направление по производству аккумуляторов для телефонов было выделено в отдельное дочернее предприятие BYD Electronic.
В 2010 году BYD заняла первые строчки в рейтинге самых быстрорастущих технологических компаний по версии Bloomberg. Примерно в этот же период корпорация стала внедрять новые технологии в производство, заменяя персонал автоматическими системами. Это снизило затраты на создание продукции и позволило заняться и другими сферами — в частности, инвестировать в развитие направления электрокаров.
Уже в 2022 году фирма обошла Tesla по числу продаж электромобилей и гибридных моделей. По сути Tesla сохранила первенство среди чистых электромобилей, а не гибридных моделей, но темпы развития китайской компании остаются чрезвычайно высокими.
Эволюция продукта
В начале десятых автомобили BYD уже были в России, но не пользовались популярностью. Фирму даже обвиняли в воровстве технологий и низком качестве продукции, несмотря на масштабы производства и продажи по всему миру.
Интерес к автомобилям появился в 2002 году, когда BYD за бесценок приобрела убыточное предприятие Qinchuan Machinery Works. Первые попытки запустить продажи были крайне неудачными — Ван Чуаньфу пытался продавать модели, ранее разработанные Qinchuan. После этого в его компании стали изучать зарубежный автопром и по сути делать аналоги популярных брендов. Это относилось не только к внешнему виду — считается, что двигатели BYD заимствовали у Mitsubishi.
В судах корпорации удавалось защититься от претензий зарубежных автопроизводителей, а росту продаж ничего не мешало. С 11 000 автомобилей в 2005 году BYD перешла к продажам в 500 000 автомобилей уже в 2010 году. Спрос был связан в том числе с тем, что машины BYD оказывались дешевле зарубежных, но качественнее альтернатив на внутреннем рынке.
В 2008 году BYD выпустила одну из первых в мире разработок гибридных электромобилей. У модели F3DM на крыше были солнечные батареи, встроенный аккумулятор в 16 кВт/ч, два электромотора. На электричестве можно было преодолеть 60 км, после чего в работу вступал уже двигатель внутреннего сгорания.
Общественность разработку не оценила — было продано меньше 50 штук в первый год и менее 3500 штук за все время выпуска (до 2013 года). Этот провал не помешал Уоррену Баффету поверить в компанию и купить ее акции. Сейчас, по подсчетам аналитиков, Баффет заработал на инвестициях в BYD более 2 млрд долларов. Сами BYD решили проблему недооценки рынка смещением фокуса на выполнение госзаказов из сферы производства автобусов, грузовиков и другого транспорта на электротяге.
Также в 2013 году корпорация начинает разрабатывать действительно уникальную собственную продукцию.
Перспективы
В 2022 году рост продаж компании в сравнении с 2021 годом составил более чем 300%. У фирмы есть как минимум 6 научно-исследовательских институтов и центров, в том числе автомобильной инженерии, интеллектуальной экологии, грузовых автомобилей, автобусов, новых автомобильных технологий. В рейтинге правообладателей на патенты IFI Claims за 2022 год корпорация занимает 666 место.
BYD интересна тем, что как её портфель интеллектуальной собственности, так и опыт распространяются одновременно на аккумуляторы, электродвигатели и электронное управление. Это делает китайскую компанию полноценным конкурентом Tesla. BYD давно перестала заимствовать чужие технологии, а ее собственные разработки стали головной болью Илона Маска.
Заглавное фото