Сегодня в рубрику принесли космическое чтение.
Александр Павлович Александров — летчик-космонавт СССР. Летал в космос в 1983 и 1987 годах. Дважды Герой Советского Союза, доктор технических наук и заслуженный работник ОКБ-1 ПАО РКК «Энергия» имени С.П. Королёва.
Биография Александра Павловича интересна сама по себе, и мы рекомендуем почитать о его научных достижениях отдельно. А сегодня предлагаем обратить внимание на книгу, в которой как автор Александров рассказал про кружок активистов при Осоавиахиме, группу изучения реактивного движения — ГИРД.
Книга уникальная и представляет собой настоящий вклад в сохранение истории о работе энтузиастов, ведомых мечтами о межпланетных путешествиях еще на заре эпохи ракетостроения. По большей части в ней описываются события периода с 1931 по 1934 гг. При этом книга состоит из двух частей, одна из которых — репринтная копия архивных документов, имевших отношение к работам по созданию жидкостных реактивных двигателей. А основная — посвящена событиям и людям. В ней подробно рассказано, например, о Цандере Фридрихе Артуровиче, чье имя вспоминают реже, чем того же Циолковского и Королёва, а также о других отечественных новаторах, начиная со времен Российской империи. В том числе, о Николае Кибальчиче, причастном к убийству Александра II и подготовившем за несколько дней до своей казни проект пилотируемого летательного аппарата для полетов в атмосфере. Факты остаются частью нашей истории, поэтому в честь Дня космонавтики мы рекомендуем это чтение, чтобы за одни выходные вы могли узнать о том, что происходило на протяжении десятилетий до того, как на околоземную орбиту отправился первый спутник, а потом и человек.
Ценность книги состоит в точном цитировании очевидцев изучения реактивного движения. В распоряжении читателя оказываются дневниковые записи, воспоминания инженеров, механиков и конструкторов, а также чудом сохранившиеся фотографии. Благодаря описанию биографий становится понятно, чем кроме математических расчетов была движима инженерная мысль того времени. Например, какие книги будущие изобретатели читали в детстве, в каких условиях росли, как взаимодействовали с коллегами, в каких обстоятельствах работали, о чем говорили.
Нам очень понравилась история, рассказанная конструктором В.А. Андреевым. Он принимал активное участие в построении планеров и работал с С. П. Королёвым. Однажды Сергей Павлович сообщил ему о том, что они отправляются на аэродром. На месте Королёв познакомил своего коллегу Андреева с создателем планера «БИЧ-8» Б.И. Черановским и отправил наблюдать за полётом со стороны. Затем Сергей Павлович сел в кабину, совершил подобие полета и, слава богу, приземлившись без травм, пошёл к реке. «Уходя на своё место, я успел увидеть, как Сергей Павлович, надев на голову кожаный шлем стал усаживаться в кабину “Треугольника” (так тогда прозвали этот необычный планер “БИЧ-8”). Был он одет в кожаное пальто и втискивался в кабину достаточно плотно. Мне казалось, что Сергею Павловичу в кабине тесно. Немного времени спустя я, услышал команду — “на амортизатор”, и увидел как по склону в долину побежали две группы людей, натягивая ветви амортизатора. Вот он и натянут. Последующей команды мне не было слышно, но вдруг с обрыва вверх взмыл “треугольник”. Он взмыл вверх и вместо плавного парения, как дикая лошадь рванулся вперед, выписывая в воздухе синусоиду, со стремительной потерей высоты. Мне всё это снизу и сбоку было хорошо видно, и я онемел в полной уверенности, что планер врежется в землю. На счастье, в долине производились ирригационные работы и “Треугольник”, скользнув по верхушке выброшенной из канавы земли, завалился на бок. Сергей Павлович выбрался из кабины, зашагал к протекавшей невдалеке речке и сел на берегу. Я бросил рейку и побежал к нему. Сергей Павлович сидел бледный, но почему-то, стал уговаривать меня, чтобы я не волновался… Очевидно, мой вид был достаточно тревожным. Ну ладно, сказал Сергей Павлович, очевидно ему мала такая скорость, поставим-ка мы на него реактивный двигатель», — вспоминает В.А. Андреев. Как же скучно мы живём.
В таких подробностях описана и рабочая жизнь самой группы в подвале. Гирдовцев называли фанатиками, что было истинной правдой. Увлеченные идеей покорения звёздного пространства энтузиасты посвящали свободное время научным исследованиям, испытаниям и расчетам. В книге А.П. Александров приводит хронологию развития сообщества ещё с упоминания БИРД — Бюро изучения реактивного движения, создание которого, согласно записям Ф.А. Цандера, помогло бы сформировать ячейки на предприятиях и привлечь активистов к работе над проектом аэроплана с реактивным двигателем. Любопытны и воспоминания о курсах по основам ракетной техники, которые под руководством Цандера проводились при Осоавиахиме для школьников старших классов, студентов, изобретателей и механиков. По вечерам лекции читали Б.С. Стечкин, М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев, В.П. Ветчинкин и Ф.А. Цандер — ведущие конструкторы и теоретики СССР того времени, а слушатели внимали насколько это возможно после тяжелого рабочего дня. Автор приводит в пример воспоминания гирдовца Е.К. Мокшина: «Ученики, уставшие и от дневной работы, и от долгих поездок по длинным московским улицам в переполненных вагонах медленно идущего трамвая, порой машинально записывали лекции. Дома или в общежитии уже ночью осваивали изложенное или, утомившись, лишь переписывали содержание лекций в тетради, многие из которых сохранились до сих пор. Я был слушателем этих курсов и помню, как возвращаясь домой, мы, то ли шутя, то ли всерьез называли их “Первым космическим институтом”. Теперь, спустя тридцать лет, следует признать, что такая оценка была правильной». Так зарождалось отечественное ракетостроение.
Что касается «подвала на Садово-Спасской улице», по сути, места работы ГИРД — он детально описан инженерами в письме товарищу Сталину. Не факт, что Иосиф Виссарионович это письмо прочитал, но зато ознакомиться с его содержанием можем мы с вами. В книге автор приводит текст архивного документа с минимальной редактурой. В нём специалисты просят поддержки и содействия в улучшении условий для дальнейших исследований и испытаний, ведь многое в условиях темного сырого помещения уже было сделано. Тогда, кстати, помощь гирдовцам оказал М. Н. Тухачевский, которому и так было известно о бедственном положении дел. К сожалению, эта помощь оказалась роковой. О том, что было после, думаем, рассказывать не нужно.
Если резюмировать, то А.П. Александров рассказал про то, как ГИРД создавалась и просуществовала около двух лет, а также о том, что этой истории предшествовало. И главное, как инженеры под руководством С.П. Королёва и по следам проектов Ф. А. Цандера построили и запустили первые жидкостные ракеты и дали старт отечественной космонавтике.
Фамилий и историй в книге много, и в нашем материале мы не беремся делать саммари и пересказывать каждую из них. Настоятельно рекомендуем к чтению не только специалистам космической отрасли, но и всем, кому интересна данная тема.