Решили добавить в рубрику немного узкопрофильного чтения на случай, если вам близка урбанистика, а также транспорт и его история. Выбор пал на эту книгу отнюдь не случайно. Во-первых, транспортной теме автор посвятил десять лет. Продолжительное исследование упаковано практически в монографию, а значит рекомендация разбавит другие, о которых мы писали ранее. Во-вторых, история транспортных реформ — про открытия и инновации, ведь кое-кто однажды предложил идею общественного транспорта, что стало равно революции.
Не будем интриговать. Появлению общественного транспорта население не одного континента обязано французам, а конкретно — учёному Блезу Паскалю и губернатору провинции Пуату герцогу Де Роанне. В 1661 году на словах, а затем и в письменном виде Паскаль представил герцогу идею своего изобретения: кареты, следующие по конкретному маршруту через остановочные пункты и строго по времени. Герцог, в свою очередь, ознакомил с этим планом короля Людовика XIV и, получив одобрение, учредил перевозочную компанию. Первый маршрут начал свою работу в Париже. Известна даже конкретная дата — 18 марта 1662 года. Разумеется, эту историческую справку мы взяли не с просторов интернета и, упаси боже, не от нейросети. Надёжный источник — автор, который не только написал книгу, но и издал ряд научных статей и преподаёт курс по управлению в сфере пассажирских перевозок в ведущем вузе страны.
В содержании — восемь глав. Александр Рыжков постарался упорядочить события в хронологическом порядке, поэтому повествование начинается с деталей о конно-каретных перевозках во Франции, Великобритании и США. Намеренно автор объясняет разницу в подходах к транспортным реформам между странами или, напротив, их схожесть, а также отмечает разные вехи. Например, появление омнибусов. С таким чтением получится прокачать эрудицию либо освежить в памяти некоторые факты, чтобы произвести впечатление на собеседников.
Некоторые проблемы из транспортного прошлого остаются актуальными по сей день. В целом, все они касаются государственного регулирования, поскольку на заре перевозок частный бизнес трансформировался в социальное обязательство государства. Ознакомиться с тем, что происходило в отрасли несколько веков подряд и как это влияет на современность, будет полезно. К тому же, автор приводит аргументы, почему в вопросах организации перевозок важен опыт Скандинавии и Нидерландов. Несмотря на обилие информации, которую придётся охватить читателю, книга поможет сложить представление о мире транспорта на реальных примерах.
Почему ещё мы рекомендуем эту работу? Две главы в ней посвящены российской модели регулирования перевозок, в том числе на территории Москвы. Конечно, примером одного города Александр Рыжков не ограничился: если будете читать, то встретили отсылки к разным городам.
Книга, пожалуй, также может заинтересовать юристов, в том числе, будущих. Правовое регулирование в отрасли — краеугольный камень. Нормы всегда будут требовать актуализации. Возможно, захочется погрузиться в специфику глубже или понять как на рынок перевозок повлиял 220-ФЗ. Того и влюбитесь в тему, напишите по ней диплом и удивите комиссию.
А ещё добавим, что, открыв список литературы в конце книги, вы обалдеете. Транспортникам-интеллектуалам точно стоит заглянуть.
Все эти изыскания носят практический смысл, поэтому завершим материал цитатой Александра Рыжкова, обнаруженной в его канале: «Моя миссия — делать города удобными для жизни».
Читайте, чтобы вдохновиться.
P.S. Если задумаете почитать ещё что-нибудь оригинальное, обратите внимание на книгу Марка Левинсона «Ящик. Как грузовой контейнер сделал мир меньше, а мировую экономику больше».

