Медицина и VR. Принесли в рубрику новинку из мира исследований виртуальной реальности.
Автор — Иван Розанов — врач, кандидат медицинских наук, научный сотрудник ИМБП РАН, старший преподаватель кафедры общей психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. В ландшафте его интересов — авиационная и космическая медицина, когнитивистика, психофизиология и всё, что помогает исследовать виртуальную реальность с разных сторон.
Книга научно-популярная, и большая её ценность в том, что на страницах описаны именно отечественные исследования о VR, непосредственное отношение к которым имеет и сам автор. В том числе международный изоляционный эксперимент SIRIUS, частью которого стало создание симуляции высадки космонавтов и астронавтов на лунную поверхность — что само по себе невозможно без применения технологии виртуальной реальности. Также на страницах книги приводятся данные экспериментов «НАЯДА-2020» и ЭСКИЗ — по применению виртуальной реальности в условиях «сухой» иммерсии и имитации экспедиционного полета к Луне с тренировкой внекорабельной деятельности, соответственно.
По теме виртуальной реальности такой литературы в нашей рубрике ещё не встречалось. Перечислим особенности по пунктам:
- В книге есть несколько предисловий: для психологов и медиков, педагогов, исследователей, разработчиков, эрудитов и любознательных. Автор «говорит» с каждой из этих аудиторий и подсвечивает ключевые мысли об использовании инструментов VR в работе и жизни;
- В книге много терминов. Изложение местами напоминает научную работу или диплом, но переведенную на понятный язык. Иногда прямо на народный — эзопов (не шутка);
- Автор уделяет внимание вводным объяснениям для широкой аудитории и как бы развенчивает мифы, выстроенные вокруг виртуальной реальности. Разработчикам или активным пользователям VR такая информация может показаться слишком очевидной, но и отделению псевдонаучных знаний от объективных нужно уделить внимание. Это неплохое дополнение к основному содержанию книги;
- С примерами из научных исследований автором описаны эффекты VR: вестибулярный, физиологический, когнитивный, эмоциональный, иммерсивный. Иными словами, по полочкам разложены и киберукачивание, и эффект погружения, и всё что происходит на сеансах VR с применением того или иного оборудования;
- Огромное внимание уделено тому, в каких областях технология виртуальной реальности может применяться кроме как для развлечений. Спойлерить не будем — читайте об этом в книге;
- В выводах автор делится и пока нерешенными задачами науки. Например, к таким относится поиск участков мозга, ответственных за восприятие иммерсивных сред. То есть из книги можно узнать и об актуальных направлениях для исследований.
Акцентируем внимание на том, что может быть особенно интересно разработчикам ПО, инженерам, геймдизайнерам. Иван Розанов пишет о перспективах применения VR — о том, какой контент может быть востребован и уже доказал свою эффективность, например, в лечении фобий. То есть можно почитать книгу, узнать о текущем положении исследований виртуальной реальности в России и заполнить академические пробелы. Информация из этой работы, что называется, сотка, и будет полезна для понимания работы мозга и реакций человека на «картинку» в VR и другие модальности воздействия на органы чувств. А главное, среди этого всего можно почерпнуть вдохновение и идеи.