Неожиданно содержательная книга с геймерской полки сегодня в рубрике. То ли аналитический разбор для фанатов известной игры, то ли учебник архетипической психологии, поданный через детали сюжета. Так или иначе, будет полезна и интересна даже тем, кто в The Legend of Zelda никогда не играл. Объясним в чем соль книги по порядку.
Энтони Бин — клинический психолог и исследователь терапевтического эффекта видеоигр. То есть такого, при котором с помощью игрового процесса можно разрешить внутриличностные конфликты. Такой подход к геймингу нам нравится.
В книге автор собрал эссе от специалистов из области психо- и нейронаук. Одна глава — одно эссе: от самого Энтони Бина, одного его коллеги или коллектива авторов. Обязательно с указанием списка источников. Всего двести с небольшим страниц, но как хороши. Можно читать залпом в выходной или понемногу, по очереди переходя от темы к теме.
Основное содержание книги — разъяснение сценария и образов из «Зельды» через архетипы и психоанализ. Книга подкупает тем, что в основе тезисов — наука, Фрейд и Юнг. Прямо как по классическому вузовскому учебнику. Только примеры красочные, сказочные, мифические и, наверняка, интересные любителям консольных игр.
Например, авторы раскрывают путь главного персонажа от Сироты до Героя и объясняют, как переживания по ту сторону экрана могут помочь игроку справиться с одиночеством и травмой отверженности. А также, подсвечивая целительный потенциал видеоигры, пишут о стадиях принятия горя на примере юноши Линка. По сюжету ему приходилось не раз сталкиваться с тщетностью бытия, как суждено и всем нам. Только через погружение в видеоигру это можно сделать терапевтично, исследуя глубины своего внутреннего мира вместе с героем, наставниками, которые ему попадаются, светлыми и темными образами, волшебным снаряжением, оружием и различными эликсирами.
Механизм терапевтического влияния игры Энтони Бин объясняет через понятия проекции и идентификации с персонажем. В первом случае речь идет о приписывании тех или иных качеств личности и поведения другим людям (или героям), свойственных нам самим. Например, мы делаем это, когда влюбляемся и дорисовываем партнеру лучшие черты в своей голове. Во втором случае подразумевается что-то вроде отождествления личного внутреннего состояния с образом и опытом героя. К примеру, когда у вас есть травматичный опыт и вы переживаете его за чтением книги, просмотром фильма или видеоигрой за счет примерки образов на себя.
Становясь частью игрового сюжета, пользователь обретает шанс перевоплотиться на время в другую «личность». Можно сказать, сменить роль. В формате компьютерной игры и за счет иммерсивности сделать это получается довольно глубоко. Авторы сборника описали такое воздействие ещё и через смену масок внутри самой игры. Создатели предусмотрели механику, по которой Линк находит маски, надевая которые можно превратиться в другого героя и обрести его силы и умения. В книге исследователи сравнивают эту фичу с эмоциональными стадиями модели Кюблер-Росс. Как раз той, которая про переживание горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Поэтому и получается, что на страницах и кладезь игры развернули, и дали читателю психологическую базу, которая пригодится в жизни.
Необычно, что в этой книге внимание уделено описанию феминности и маскулинности. Если вы слышали данные термины только из социальных сетей, возможно, чтение более точно сориентирует вас в понимании этих полюсов. Спойлер: они есть в каждом из нас.
Огромный блок информации посвящен героическому сценарию — универсальному рецепту для фильмов и игр. Если вам интересно, на чем выстраивают свои идеи писатели и сценаристы, то пошаговый разбор истории The Legend of Zelda будет полезным открытием.
Ранее мы также писали на Хабре о книге про игру Silent Hill.