В информационном поле вокруг Илона Маска есть две основные сюжетные линии. Первая — с самим виновником торжества в центре происходящего. Вторая — про то, что исходит от Илона, но не принадлежит ему единолично.
Мы уже предлагали к чтению книгу о SpaceX, из которой можно узнать больше не только о личных успехах Маска как предпринимателя, но и о вкладе ключевых сотрудников в общее дело. Сегодня в рубрике — аналогичная работа Тима Хиггинса, только про историю Tesla. Разумеется, не без пикантных деталей об эксцентричном руководителе.
Момент: книга Тима Хиггинса про Tesla вышла в 2021 году, а Эрика Бергера про SpaceX — в 2022. Говоря об аналогичности, мы имели ввиду их похожесть, а не повторение одного автора за другим. Оба рассматривают успех компаний не только через призму личности Илона Маска. Впрочем, если хочется больше биографии — и таковая имеется: недавняя новинка от Уолтера Айзексона.
Перейдем к сегодняшней рекомендации.
Тим Хиггинс — журналист, репортер, обозреватель The Wall Street Journal. Ведет колонку о технологиях, в которой преимущественно пишет опять-таки про Маска. Живет в Сан-Франциско.
В книге двадцать восемь глав, которые охватывают период от создания компании Tesla в 2003 году и до торжественной церемонии закладки фундамента в 2019-м сборочного завода в Китае. Многие из фактов повторяют новости или другую бизнес-литературу о детищах Маска. Тем не менее, труд Тима Хиггинса — это удачная попытка обобщить огромное количество информации примерно на пятистах страницах. Автор пишет и об идеях, и о людях, и о гигафабриках, и о личной жизни техномиллиардера. Разумеется, в контексте событий Tesla.
Стоит сказать, что при написании этой книги сам Илон Маск не давал Тиму Хиггинсу интервью. Автор использовал отчеты компании и судебные документы, воспоминания сотрудников и видеозаписи. «Что касается главного героя, то у него было множество возможностей прокомментировать истории, факты и характеры, представленные на этих страницах. Не указывая на конкретные неточности, Маск просто сказал следующее: “Большинство, но не все, из того, что вы прочитаете в этой книге, – чепуха”», — пишет он. Так что сегодняшнее чтение — это вовсе не писанина на заказ и не ода Илону Маску.
Слово «религия» в книге, кстати, упоминается всего трижды. Один раз в заголовке и ещё два — в самом тексте. Под этим автор подразумевает что-то вроде электромобильной религии или, говоря иначе, веры в будущее электрокаров. Илон Маск поражает своей способностью обращать идеи в нечто всеобъемлющее. Отсюда и аллегория.
В истории Tesla много эпичных моментов. Тим Хиггинс пишет о них. Например, про выход компании на мировую арену, продажи Model S в Китае и один маркетинговый финт в стиле Маска, создавший огромную проблему для команды. Когда цепочка поставок более-менее наладилась и покупатели ожидали свои автомобили в Поднебесной после череды задержек, Илон буквально растрезвонил в Твиттере новость о скором выходе Model S в новой комплектации — аж с двумя двигателями. «Команду Tesla в Китае эта новость застала врасплох. Клиенты, ожидавшие доставки предыдущей версии Model S, стали требовать новую комплектацию, а не ту, которую они настроили ранее. Доставка автомобиля занимала около двух месяцев с момента заказа, за которые машина покидала Фримонт, добиралась на корабле до Китая и проходила таможню. То есть у Ву [Прим. автора: Вероника Ву — вице-президент китайского филиала Tesla Motors в то время; ранее успешно руководила делами Apple в КНР] оказались сотни устаревших, никому не нужных автомобилей, готовых к поставке. Еще хуже, что не было ясности, когда новые версии доберутся до Китая и сколько они будут стоить. В офисе в Пало-Альто не могли четко ответить на вопросы, которые мучали Ву и ее команду», — пишет автор о том, что произошло после серии твитов. Так компания потеряла часть заказов: продажи упали на 33% по сравнению с предыдущим кварталом. Впрочем, эксцентричные поступки Маска вполне сочетаются со скачкообразной динамикой темпов завоевания рынка. Да и в итоге у Tesla всё идёт хорошо.
Добавьте книгу себе на полочку архива ради. И ловите идею: за новостями о Tesla и не только можно следить у автора в колонке.