Красная рыба традиционно украшает праздничный стол и считается деликатесом премиум-сегмента, а врачи-диетологи неоднократно высказываются о пользе этого лакомства, насыщенного витаминами микроэлементами. Крупнейшей российской компанией в секторе аквакультуры (товарного выращивания рыбы) считается «Инарктика», ранее известная как «Русская аквакультура».
Истоки
Компания была основана в 1997 году под названием «Русское море» и занималась импортом сельди и скумбрии из Норвегии, а первоначально 95% ее акций принадлежали Corsico Limited. Спустя два года после основания было запущено производство готовой рыбной продукции под своим оригинальным брендом, при этом продолжалось развитие в качестве дистрибьютора рыбы.
К 2010 году бренд прославился обилием собственных торговых марок («Селедочка столичная», «Исландка», «Семь узлов», «Флоттика», «Медитерана» и другие), принадлежащих акционерному обществу «Русское море». Данные товарные знаки поддерживаются в силе и сегодня.
Первым брендированным продуктом в фирменной упаковке стала селедка «Столичная», которую изначально было сложно распространить — конкуренты занимали сильные позиции. Тогда «Русское море» разработало уникальный рецепт филе сельди без интенсификаторов созревания, ускоряющих процесс засолки и растворяющих мелкие кости. Рыба, приготовленная без этих веществ, привычнее на вкус российскому потребителю. Основной концепцией стало то, что если «созреватели» способны растворить косточки, присутствующие в филе, то они вряд ли несут пользу для здоровья. Результатом стал допуск компании в магазины и продажа одного миллиона упаковок селедки в месяц в 2000 году.
Фирма не побоялась провести эксперимент и запустить производство популярной за границей подкопченной красной рыбы. Ситуация на рынке того времени способствовала расширению ассортимента — спрос на морепродукты и рыбу рос на 20-30% в год. В 2004-м предприятие наладило выпуск икры минтая и расширила ассортимент премиальных товаров, таких как пресервы из морепродуктов «Медитерана» (кальмары, мидии, креветки и осьминоги в соусах и заливках) и икра мойвы «Умайсаги». Представители «Русского моря» регулярно посещали международные выставки и знакомились с новинками в отрасли для дальнейшей адаптации их под запросы российской аудитории и выпуска на рынок.
Со временем группа сменила название и стала «Русской аквакультурой»: «Переименование связано со стратегией компании, направленной на органический рост в секторе аквакультуры и, в долгосрочной перспективе, созданием вертикально интегрированной компании», — объяснили представители организации в 2015 году.
Ребрендинг также был вызван некоторой путаницей — фирма успела продать белорусской «Санта-Бремор» рыбоперерабатывающий завод в подмосковном Ногинске вместе с брендом «Русское море», отказавшись от работы с брендированной готовой продукцией, а после сделки, по словам гендиректора «Русской аквакультуры», стало трудным объяснять, что «к продукции на полках магазинов с синим логотипом “Русское море” мы больше не имеем никакого отношения».
Лицензионное соглашение с «Санта-Бремор» на использование сочетания «Русское море» в названии действовало до 2018 года, но российская компания решила не дожидаться истечения срока и отобразить новую стратегию развития, сменив имя.
Выращивание лосося в Баренцевом море, форели — в Карелии, успешная дистрибуция — рыбный бизнес со стороны казался надежным и прибыльным, но иногда фирма сталкивалась с угрозой. Так, из-за массовой гибели рыбы от лососевой вши и миксобактериоза, выручка производства в год ребрендинга упала на 43%, а чистый убыток увеличился в 3,3 раза (Глеб Франк, владевший 37,1% акций «Русской аквакультуры», устав от потерь, решил их продать).
Тем не менее, организация продолжила двигаться в сторону вертикально-интегрированного холдинга и объявила о приобретении актива по производству посадочного материала в Норвегии — компании Olden Oppdrettsanlegg AS, а незадолго до этого присоединила и норвежский завод Villa Smolt AS. Покупка, по ожиданиям, снижала операционные и биологические риски и закрывала потребность в посадочном материале.
Ребрендинг
К 2019 году «Русская аквакультура» полностью оправилась от неудач и смогла восстановить бизнес. Фирма провела ещё один ребрендинг с момента запуска собственного бренда охлажденной красной рыбы Inarctica. Если первый ребрендинг был продиктован путаницей с названиями, то повторная смена названия требовалась для закрепления успеха продуктового бренда, усиления маркетинговых коммуникаций и целостности цепочки бизнес-модели. Сегодня «Инарктика» владеет среди прочих следующими торговыми марками: Агроморе, Морская форель, Карелочка и ARCTIC ULTRAFRESH.
В текущем году бизнес по выращиванию красной рыбы сталкивается с новыми препятствиями. Согласно исследованию Национального рейтингового агентства, потребление рыбы в нашей стране может сократиться из-за трудностей в экономике, причем в структуре спроса ожидается снижение доли лососевых. Подорожание благородной рыбы можно объяснить ухудшением вылова за 2022 год, относительной зависимостью от импорта при ужесточении западных санкций и проблемами с логистикой.
Гендиректор «Инарктики» Илья Соснов полагает: из-за нарушения цепочек поставок и валютных колебаний российский рынок красной рыбы в прошлом году уже снизился, как и в 2014–2015-х. Соснов ожидает сохранение объема рынка на уровне 2022 года, но, возможно, с небольшими колебаниями.
Пока на рынке наблюдается нестабильность, фирма внедряет эффективные принципы производства: последние технологии позволяют обрабатывать рыбу после вылова и в свежем охлажденном виде за быстрые сроки доставлять по всей России (два дня в Санкт-Петербург, три дня в Москву и пять дней в Красноярск), для мониторинга состояния здоровья рыбы применяют искусственный интеллект, INARCTICA не использует гормоны роста, антибиотики или ГМО. Среди декларируемых ценностей предприятия — забота о планете в виде экономного расхода ресурсов, а также переработка отходов рыбы в экологически чистый силос для животноводческих ферм. «Мы боремся с браконьерством и прочими нарушениями на рынке рыбной продукции», – указано на официальном сайте «Инарктики».
Постепенно география производства в России расширяется: в прошлом году компания приобрела два рыбоводных комплекса в Калужской области, а недавно стало известно о приобретении завода в Нижегородской области, позволяющего увеличить производство мальков. К сожалению, то же самое нельзя сказать о смолтовых заводах в Норвегии, принадлежавших «Инарктике» — компания решила продать их в связи с регуляторными ограничениями российского бизнеса в Норвегии, способными привести к рискам ликвидации.
Актуальная цель «Инарктики» — войти в топ-10 мировых производителей лосося и укрепить позиции на отечественном рынке: «Мы планируем расширять продуктовую линейку брендированной продукции, представленную в онлайн, федеральных торговых сетях и HoReCa». Как мы уже отмечали, производитель красной рыбы мастерски развивает собственные торговые марки.