Главное
Товарные знаки

Creative Assembly и ее Total War: как маленькая студия стала законодательницей мод в сфере стратегий

МС
Максим Смоляров
Creative Assembly и ее Total War: как маленькая студия стала законодательницей мод в сфере стратегий

Кто, играя за ту или иную фракцию в Rome: Total War, не начинал интересоваться историей Древнего Рима, Карфагена, греческих полисов? Кто не посвящал часы, читая о стратегии и тактике ведения войн (а также о разных родах войск — гастатах, принципах, триариях)? И все это — после появления самой, пожалуй, известной игры Creative Assembly и ее многочисленных продолжений.

О разработчике проекта — подробнее далее.

Creative Assembly появилась в 1987 году. Однако первоначально ее профиль был далек от глобальный стратегий. Она занималась портированием игр для Firebird, перенося на ПК разные консольные проекты. Потом (некоторое время) компания сотрудничала с Electronic Arts, делая спортивные симуляторы.

Заработав первоначальный капитал, менеджеры фирмы решили попробовать себя в нестандартном деле. Они создали RTS-проект под названием Shogun: Total War. Он был посвящен эпохе феодальной раздробленности в Японии.

Игроку предоставлялась возможность управлять одним из кланов середины XVI века (Шимазу, Мори, Ода, Имагава, Такэда, Ходзо, Уэсуги) и постепенно идти к титулу Сёгуна. Для этого нужно было комбинировать стратегию (управлять имеющимися в активе провинциями, вести переговоры, передвигать армии, подавлять мятежников, собирать налоги, поддерживая лояльность населения) и тактику (непосредственно командовать войсками в сражениях). Отметим, что все кланы начинают примерно с одних стартовых позиций, но у каждой выбранной фракции есть и свои преимущества. У клана Имагава — возможность привлекать на службу ниндзя и опытных синоби, у клана Такэда — кавалерию.

Такая структура игры, ее нестандартность и необходимость учитывать множество факторов, была позитивно воспринята игровым обществом. Проект вошел в число классических игр жанра RTS, а также получил многочисленные дипломы и награды.

В 2004 году Creative Assembly выпускает еще один хит — упоминаемый ранее Rome: Total War. Здесь проект — куда более запутанный:

  • Стартует игра в 270 году до нашей эры. Апеннинский полуостров в основном принадлежит Риму и его союзникам (здесь сразу четыре фракции — Сенат, который дает рекомендации и может воздействовать на своих партнеров с точки зрения финансов и контроля, Дома Юлиев, Сципионов и Брутов);
  • Вокруг Рима — могущественные враги, нередко дерущиеся друг с другом. Восток — Греция; Север — варварские государства (в том числе германцы и знаменитые по фильмам об Астериксе и Обеликсе – галлы); Юг — Карфаген и Египет; Запад — Испания. У каждой из фракций есть свои преимущества: например, у тех же германцев — боевые, нечувствительные к боли, берсерки; у Карфагена — слоны; у Греции — фаланги и гоплиты из Спарты; у Египта и Британии — кавалерия;
  • Игроку, как и в Shogun: Total War, надо управлять стратегией и тактикой. Это подразумевает необходимость следить за уровнем своих доходов, не злить Сенат (если играете за союзников Рима), комплектовать армию нужными подразделениями, вести успешные военные действия, захватывая дополнительные провинции, отслеживать уровень недовольства местных жителей (иначе – можно потерять регион после восстания), строить дома и иные сооружения, заключать сделки на международном уровне (как политические, так и экономические), следить за пиратами и восставшими (и громить их — при возникновении).

Для Rome: Total War — Creative Assembly выпустило два масштабных дополнения:

  • Первый — Barbarian Invasion. Здесь карта по размерам такая же, как и в «римской», но обстоятельства уже другие: империя разделена официально на Западную и Восточную, в городах, контролируемых этими фракциями, зреет недовольство, а с севера — на разделенные государства покушаются многочисленные варварские (иногда — перемещающиеся ордами) армии.
  • Второй — Alexander, рассказывает о походе Александра Македонского в восточные земли. Количество фракций здесь сильно уменьшили, а нововведения, действовавшие в Barbarian Invasion, убрали. По сути дела — Македонский и его армия должны выиграть, полагаясь на опыт генерала и обучение войск, у гигантской Персидской империи. Вся игра продолжается максимум 100 ходов, однако на этот временной показатель ориентироваться не стоит: если в каком-то сражении внезапно (вне исторического плана) Александра уничтожат, то битва будет проиграна, а игра закончена раньше срока.

Говоря о Creative Assembly, нельзя забывать и об игре «Medieval: Total War». Этот проект вышел в свет в 2002 году и был посвящен средневековым государствам.

Как и в Shogun: Total War, Medieval использует два основных режима — пошаговая стратегия и сражения. При этом стратегическая часть игры — разделяет мир между 20 фракциями (однако выбрать можно только из 12). Размер территорий, подконтрольных игроку, определяется временным периодом (это может быть ранний — 1087 год, средний — 1205 и поздний — 1231).

В дальнейшем — Creative Assembly, базируясь на позитивных впечатлениях от этих трех стартовых игр, создает десятки проектов.

В 2006 презентуют Medieval II: Total War. Она основывается на идеологической позиции первой игры, посвященной Средневековью, но при этом имеет ряд отличий. Например, особое внимание разработчиков также уделено религии: Папский престол обладает большой властью — он может отречь правителя от лона церкви, если тот повел себя неправильно. Это приводит к таким интересным последствиям, как потенциальный Крестовый поход против города, принадлежащего королю-еретику.

В 2011 году появляется Total War: Shogun 2.

В 2013 году выходит Total War: Rome II с улучшенной проработкой внешнего вида персонажей на поле боя, 9 основными фракциями (всего заявлено — 117), разделенных на несколько культур. Игрок должен сочетать роли как политика, так и полководца, командуя многочисленными армиями.

В 2015 году — Total War: Atilla. Здесь оказалась существенно изменена экономическая система. Теперь учитываются: болезни, эпидемии, санитарно-эпидемиологическое состояние. Что касается плодородия почвы, то оно зависит от того, какой сейчас сезон, идет война или заключен мир. Соответственно, модифицируется и экономическое состояние государства.

В 2016 году Total War Battles: KINGDOM. Онлайн-стратегия, разворачивающаяся в X веке нашей эры. Структура игры такая же: участники должны сражаться друг с другом, пытаясь захватить власть.

Анализируя список выпущенных игр, можно заметить, что на фоне исторических проектов у Creative Assembly постепенно появляются и новые идеи:

  • Во-первых, происходит попытка соединить концепцию тотальных войн и фантастики (Total War: Warhammer);
  • Во-вторых, выходит достаточно нестандартная Alien: Isolation (имеет прямые взаимосвязи со вселенной «Чужих»).

Так или иначе, но подобная неформатность студии закончилась достаточно быстро. В дальнейшем Creative Assembly опять возвращается к истории (Total War: Warhammer III — не в счет): выходит Total War: Three Kingdoms, Total War Saga: Troy, TOTAL WAR: PHARAOH и некоторые другие проекты.

При этом нередко — от самой истории в созданных игрушках остается не так много. Total War Saga: Troy, как писали в 2020 году обозреватели, имеет очень неплохой дизайн игрового мира, но что касается участвующих в сражениях юнитов, например, циклопах — к ним есть вопросы.

Больше (судя по официальному сайту) Creative Assembly с 2023 года игр не представляло. Вероятнее всего, что они находятся в разработке. В декабре 2025 года фирма планирует рассказать о новых запускаемых проектах в честь 25-летия вселенной Total War. 

А что у The Creative Assembly Limited с интеллектуальной собственностью?

У компании — сотни товарных знаков, зарегистрированных по всему миру. И это не только название корпорации, но и их основные продукты: Total Warrior, Spartan: Total Warrior, Total War, Total War: Arena и многие другие.

В России, кстати, «Дзе Криэйтив Эсембли Лимитед» владеет тремя товарными знаками (первый, второй, третий). Отметим, что собственно бренд «Rome: Total War» не оформлен, являясь на данный момент полностью свободным.

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет
МС
Максим Смоляров
Товарные знаки
67
+1
Товарные знаки
67
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.