Главное

Экспресс-курьер: СДЭК и его интеллектуальная собственность

МС
Максим Смоляров
Экспресс-курьер: СДЭК и его интеллектуальная собственность

Деловые партнеры — Леонид Гольдорт и Вячеслав Пиксаев — создали СДЭК в 2000 году.

Как рассказывает официальный сайт корпорации, все началось с регионального интернет-магазина, для которого потребовалось организовать службу доставки. Ее как раз и назвали СДЭК («Служба доставки экспресс-курьер»).

Первыми клиентами новой компании стали друзья и знакомые Гольдорта в разных городах России. Предприниматель, взяв записную книжку, направил им предложения о сотрудничестве: за 50 рублей он пообещал доставить любой пакет и посылку по территории РФ. Также бизнесмен искал желающих воспользоваться новым сервисом, обзванивая имеющиеся новосибирские фирмы.

Первые полученные таким путем посылки отправлялись по месту назначения любыми доступными способами: через системы грузоперевозок авиакомпаний, с проводниками поездов и даже с водителями междугородних автобусов.

Были и накладки. Однажды в 2000 году к Гольдорту пришел клиент, попросивший переправить пачку денег во Владивосток. Полученное бизнесмен тут же запаковал в картонную коробку и связался со своим курьером на Дальнем Востоке. Посылку отправили через аэропорт. Однако получатель был разочарован: ему пришла обычная и пустая коробка. Деньги украли. Гольдорту пришлось расплачиваться с клиентом еще несколько лет.

Подобные проблемы не сломили волю предпринимателя. Уже в 2001 году был открыт московский офис (пункт приема-выдачи товаров и склад на 40 квадратных метров). Дальше — больше. В течение трех лет СДЭК сформировал курьерскую сеть в 15 городах России. Получаемую прибыль партнеры, закрыв неудавшийся интернет-магазин, бывший причиной создания компании, реинвестировали в продвижение СДЭК, создание IT-системы, подбор и обучение персонала.

В 2008 году выручка СДЭК составляла уже около 230 млн рублей. Филиальная сеть расширилась до 22 точек. Однако 18 из них были убыточными. Основные деньги, приносимые компании, генерировала столица.

— Мы не могли закрыть неприбыльные филиалы, потому что потеряли бы охват и, соответственно, крупных клиентов, — рассказывал Гольдорт в интервью Forbes.

Ситуация не улучшалась. В январе 2009 года во время экономического кризиса выручка упала на 50%. Из штопора удалось выйти, переформатировав бизнес: была создана франшизная система, реализован проект «Магистраль» (междугородняя доставка грузов и посылок на арендованных автомобилях).

После 2011 года в фирме начали еще одну важную модернизацию, сделав упор на быстром обслуживании развивающихся интернет-магазинов. Онлайн-торговля в то время только расцветала, для нее требовалась быстрая доставка товаров от «сайта до клиента». СДЭК предоставил соответствующие услуги.

Для такой работы потребовалось создать специальный call-центр, переделать софт и оборудовать склады. Один из крупнейших — на 9 тысяч квадратных метров был открыт в столице. К середине 2015 года СДЭК сотрудничал с более чем 13 тысячами интернет-ритейлеров.

В 2014 СДЭК стал международной: фирма открыла свое представительство в Пекине (Китай), где практически сразу же продала 10 франшиз.

Успешный рост продолжался и дальше:

  • В 2016 — общий рост сети в РФ и в зарубежных странах за год составил 40%;
  • В 2018 — были открыты новые подразделения в Узбекистане, Армении, США, Южной Кореи, ОАЭ;
  • В 2019 — запущена площадка интернет-торговли «СДЭК.Маркет». Создан новый сортер на площади в 20 тысяч квадратных метров. Также открыты представительства в Литве, Латвии и Чехии;
  • В 2022 СДЭК запустил маркетплейс с товарами из-за рубежа. Список предлагаемых брендов, например, включал продукцию Hugo Boss, Apple, а также и иных фирм, в том числе и тех, которые ушли из России.

В конце 2023 года стало известно, что создатель компании и ее мажоритарный акционер Леонид Гольдорт решил продать свою долю в компании за 20-35 млрд рублей. Интерес к приобретению доли проявили 15 фирм, в том числе Почта России, Сбер, Тинькофф (ныне Т-Банк) и другие. 

В начале июля 2024 стало известно, что сделка состоялась: 55,44% доли в СДЭК теперь у АО «Кластер капитал», который, по данным газеты «Ведомости», принадлежит фонду «Андромеда-2» под управлением «Современные фонды недвижимости» (СФН).

СФН, уточняло издание, занимается в первую очередь складской и логистической недвижимостью. Под управлением СФН также находятся от 20 закрытых паевых инвестиционных фондов, инвестирующих в торгово-развлекательные и офисные центры, склады, логистические комплексы. Кстати, стоимость чистых активов рыночных закрытых ПИФ (таких у СФН — три) оценивалась в 109 млрд рублей. Ведомости обращали внимание на то, что до весны 2022 года СФН была связана со Сбером и даже называлась Сбер фонды недвижимости. Однако потом финансовый гигант вышел из состава собственников корпорации.

Каковы материальные активы СДЭК сегодня?

В конце первого полугодия 2023 года у фирмы было более 4300 пунктов выдачи заказов в 31 стране мира. Общая выручка корпорации за 2023 год — больше 70 млрд рублей.

Как менялся бренд СДЭК?

В корпоративном блоге компании на «Дзене» рассказывается об основных этапах развития бренда.

Первый вариант логотипа СДЭК появился в 2000 году. В лого включалось полное наименование корпорации («Служба доставки экспресс-курьер»). Кстати, белые элементы в зеленом круге — это самолеты.

В 2007 бренд преобразовали. Логотип стал более лаконичным. Собственники начали постепенный переход к аббревиатуре СДЭК. Кроме того, цвета стали более насыщенными, появился градиент. Ранее упоминавшиеся самолеты остались, но стали выглядеть немного иначе.

В 2012 году логотип серьезно изменили: выровняли буквы, поменяли шрифт, внесли корректировки в подписи (отказались от слов «Служба доставки Экспресс-курьер», заменив их на «Логистические решения»).

Ещё одни корректировки бренда произошли в 2021 году. Тогда убрали используемые цветные полоски, скорректировали цвета.

Регистрация товарного знака
Подготовка - от 1 дня
Экспертиза - от 6 мес.
Срок действия - 10 лет

А что у СДЭК с интеллектуальной собственностью?

Компании «СДЭК-ГЛОБАЛ» принадлежат:

Кстати, упоминаемой «СДЭК ДИДЖИТАЛ» принадлежат права на одноименный товарный знак.

Разумеется, разработки компании внесены в Реестр отечественного ПО.

Внесение в Реестр ПО
Подготовка - от 10 до 45 дней
Экспертиза - 1,5 мес.
Срок действия бессрочно
МС
Максим Смоляров
516
+1
516
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.