В 1959 году на американском рынке игрушек появилась кукла по имени Барби. Ее полное имя — Барбара Миллисент Робертс, а создателями являются Рут Хэндлер и ее муж Эллиот. Супруги были основателями компании по производству пластиковой продукции Mattel, а идея Барби им пришла в голову, когда они наблюдали за игрой их дочери. История одной из самых популярных в мире игрушек в нашем материале.
Кукла со взрослыми чертами
В 50-х годах прошлого века куклы в основном изготавливались в виде младенцев или изображали мам и домохозяек. Рут чувствовала, что девочкам не хватает игрушки, с помощью которой они могли бы разыгрывать разнообразные ситуации из взрослой жизни. Прообразом Барби стала Бильд Лилли, героиня комиксов для взрослых из немецкой газеты Die Bild-Zeitung.
В 1955 году была выпущена пластмассовая кукла Лилли — её Рут взяла за основу, изменив дизайн. Первую Барби представили на Американской международной ярмарке игрушек в 1959 году, она была в двух вариантах — брюнетка и блондинка. Куклы продавались в чёрно-белых купальных костюмах (наряды нужно было покупать отдельно) по $3.
Сначала родители отнеслись к новинке с недоверием, но уже скоро Барби стала одной из самых популярных в США игрушек. Права на Лилли Mattel выкупила в 1964 году, с тех пор куклы под таким именем не производились.
Первые Барби отличались «взрослыми» чертами лица и ярким макияжем. В начале 1960-х кукла несколько раз подверглась редизайну, ее хотели сделать более похожей на подростка. В 1961 году у Барби появился «бойфренд» Кен, а также «подружки» и «родственники». Первая темнокожая кукла в серии увидела свет лишь в 1980 году.
Жесткая конкуренция
На протяжении нескольких десятилетий Барби была одной из самых продаваемых игрушек в мире. Но ее популярность начала падать, постепенно проигрывая конкуренцию такими сериям как, например, Bratz. В 2006 году Mattel подала в суд на создателя Bratz Картера Брайанта (компания MGA), уверяя, что тот придумал куклу в период работы на Mattel, фактически украв её у фирмы.
Суд сначала встал на сторону Mattel, Bratz были сняты с производства, но разбирательство возобновилось. Позже уже в отношении Mattel были доказаны патентные нарушения, в 2011 году ее обязали выплатить MGA многомиллионную компенсацию за кражу коммерческой тайны и распространение ложных обвинений.
Барби часто подвергается критике, одно из наиболее распространенных обвинений — пропаганда анорексии, булимии, навязывание стереотипов о красоте и сексуализации женщин. Навязчивое стремление соответствовать идеалам красоты иногда называют «синдромом Барби».
Тем не менее с 1959 по 2023 годы было произведено примерно 1,7 миллиарда кукол. У среднестатистической американской девочки в возрасте от 3 до 11 лет есть в среднем восемь Барби.
Суды, товарные знаки и патенты на дизайн
Mattel в свое время хорошо подготовилась к выпуску куклы на рынок. Еще в июле 1958 года корпорация подала заявку на регистрацию одноименного товарного знака. Годом позже фирма решила защитить свое детище еще и патентом на промышленный образец. Всего у Mattel несколько десятков товарных знаков, связанных с Барби. В том числе вариант написания на китайском языке. В России товарный знак на куклу был получен корпорацией еще на закате СССР. Тогда же были поданы заявки на регистрацию других товарных знаков фирмы, среди которых само название корпорации и имена других персонажей. Позже к ним прибавились и слоганы. А в 1998 году еще и патент на промышленный образец. Всего же на территории России действует более 180(!) товарных знаков. И это только наша страна.
Увы, даже столь тщательная охрана интеллектуальной собственности не уберегла компанию от судов на протяжении всей ее долгой истории.
Из недавнего. В феврале 2023 года Mattel выиграла дело о нарушении прав на товарный знак у китайской зоокомпании Yunchong. В 2015 году последняя подала заявку на регистрацию товарного знака «Барбитан», в итоге суд встал на сторону Mattel, посчитав это нарушением прав на интеллектуальную собственность.
В целом компания известна агрессивной защитой своего бренда. Так, Mattel судилась с Rap Snacks, которая выпустила картофельные чипсы под названием «Barbie-Que Honey Truffle».
В 1997 году фирма подала в суд на MCA Records из-за песни датской группы Aqua «Barbie Girl», заявив о нарушении прав на товарный знак и недобросовестной конкуренции. Федеральный судья в Лос-Анджелесе вынес решение не в пользу Mattel.
Два года спустя корпорация решила засудить художника из Юты Томаса Форсайта из-за серии из 78 фотографий, которые он назвал «Барби пищевой цепи», но тоже проиграла дело.
Розовый бум
В июле Warner Bros. выпустила фильм в жанре романтической комедии, главной героиней которого стала кукла Барби (Марго Роби). Интересно, что съемки фильма вызвали мировой дефицит розовой краски, а также бум на розовые вещи.
Недавний опрос показал, что для многих россиянок Барби была самой главной мечтой в детстве. Треть опрошенных признались, что до сих пор хранят своих кукол. Половина респондентов заявили, что Барби повлияли на формирование их вкуса в одежде и стиле, а у 62% — привили любовь к ярким вещам.
«Для меня Барби всегда была олицетворением идеи о том, что у женщины есть выбор», — говорила ее создательница Рут Хэндлер.
Источник фото