Тайвань — это небольшой остров, побережье которого омывается Восточно-Китайским морем на севере, Южно-Китайским и Филиппинским морем на юге и Тихим океаном на востоке. Политико-правовой статус территории не определен: Китай считает эту территорию своей, но ряд государств оспаривают этот статус, признавая бывшую Формозу самостоятельной.
Не вдаваясь в детали международного публичного права, отметим лишь, что Тайвань сейчас — это в первую очередь важный экономический партнер для большинства стран, а создаваемые на территории острова вещи априори считаются вершиной технологического искусства.
Соответственно, основные фирмы, которые составляют своеобразный бренд Тайваня, — это компании технологического профиля.
HTC. Корпорация была основана в 1997 году, изначально занималась производством ноутбуков и карманных персональных компьютеров. В 2006 году решила объединить все выпущенные устройства под единым брендом — HTC (до этого момента использовались бренды Qtek и Dopod). В 2013-2016 годах выпустила ряд смартфонов, ставших настоящими хитами продаж (например, HTC One). В 2017 году часть сотрудников компании перешли в Google вместе со своими ноу-хау, а HTC объявила о концентрации оставшихся подразделений на создании шлемов дополненной реальности.
BenQ. Фирма, выделенная изначально как структурное подразделение Acer, сейчас, став полностью независимой от «материнской компании», выпускает инновационные мобильные телефоны, ноутбуки, мониторы, проекторы и другую продукцию. Жизненную психологию компании иллюстрирует фраза «Удовольствие и качество» ("Bringing Enjoyment 'N' Quality") в бизнес-решениях, здравоохранении и образовании, а также игровой сфере.
D-Link. Компания, созданная еще в конце 80-хх годов, сейчас занимается телекоммуникациями на базе технологий Metro Ethernet, PON, xDSL, Wi-Fi и так далее. Кроме того, D-Link создает сетевое оборудование для «умного дома».
В России, кстати, фирма на хорошем счету: здесь действует обособленное подразделение из 100 человек, сформирована система авторизованных учебных центров, развивается программа сотрудничества с высшими и средними учебными заведениями.
TSMC. Основная сфера — микроэлектроника. Компания, входя в топ-10 международных фирм по капитализации, производит микросхемы до позиции 5 нм (и даже планирует создание чипов в 1нм).
После пандемии, надо отметить, TSMC столкнулась с многочисленными трудностями: нарушение логистических цепочек привело к созданию дефицита на рынке полупроводников (и, соответственно, росту цен на все сопряженные товары). Для решения указанной проблемы TSMC объявила о планах инвестировать 100 млрд долларов в увеличение своих мощностей.
Gigabyte. Созданная в 1986 году силами энтузиастов, сейчас занимается производством системных плат, видеокарт, ноутбуков и ПК, а также многого другого. Руководствуется лозунгом «Обновить вашу жизнь» с использованием имеющихся у фирмы технологий.
ASUS. Производит персональные компьютеры, ноутбуки, интернет-планшеты, а также компьютерные компоненты и периферии разного профиля. Как и Gigabyte, была создана силами энтузиастов, которым пришла в голову идея формирования «прекрасной маленькой компании» в одном из кафе Тайбэя в 1989 году. Уже через несколько месяцев инициаторы — группа инженеров — создала материнские платы, которые стали использовать ведущие европейские и американские компании. К 1995 году ASUS становится лидером в выпуске материнских плат. Последующая диверсификация производства привела к расширению перечня создаваемых фирмой товаров: в 1997 году выпускается первый ноутбук, в 2003 — первый 3G-телефон, а в 2004 году ASUS становится мировым лидером в производстве мониторов.
А в других сферах (кроме технологий) тайваньские предприниматели задействованы?
Да. Фирмы из Тайваня производят спортивные товары (например, Merida является одним из международных лидеров в выпуске велосипедов различных конструкций), автомобили (Yulon Motor) и многое другое. При этом все создаваемое позиционируется с точки зрения инновационности, нестандартности и удобства.
Почему инвестирование в эти бренды со стороны обычных людей проблематично?
Главный недостаток — политические проблемы с признанием / непризнанием самостоятельности островного государства. Возникновение любого (даже вербального) конфликта между дипломатическими ведомствами, например, КНР и США ведет к снижению стоимости акций всех вышеперечисленных фирм и, соответственно, уменьшению их финансовых возможностей.
К тому же Тайвань поддержала введенные против России санкции. А ведь когда-то российские микропроцессоры собирались именно на этом острове.
Выводы
Тайваньские бренды уже давно стали синонимом качества по недорогой цене. Все они (или преимущественное большинство) создавались энтузиастами своего дела, желавшими как-то улучшить мир с использованием отдельных инновационных практик. Включившись в глобальную кооперацию, азиатские бизнесмены довольно быстро стали доминирующей силой. Но претензии со стороны континентального Китая сильно осложняют жизнь и предпринимателям, и бизнесу на острове.
Зарегистрировать свой товарный знак вы можете здесь.