GPT может скоро стать товарным знаком

Оксана Недвигина

OpenAI до сих пор не зарегистрировала название ChatGPT. И это при том, что ключевой инвестор компании – Microsoft.

ThreatGPT, MedicalGPT, DateGPT, DirtyGPT, JeePT – очень малая доля названий продуктов на основе самообучающихся нейросетей, которые уже расплодились на фоне популярности ChatGPT. Не сказать, что OpenAI это не беспокоит. ChatGPT представили публике в ноябре 2022 года. В декабре подали заявку на патент.  В марте компания послала USPTO (американское патентное ведомство) петицию, где попросила ускорить рассмотрение заявки ввиду множества потенциальных нарушений права на интеллектуальную собственность. USPTO это требование отверг, объяснив, что юристы OpenAI не предоставили «соответствующие документальные доказательства, подтверждающие обоснованность специальных действий».  Да ещё и не заплатили пошлину.

Процесс регистрации теперь может занять до 5 месяцев. И не факт, что завершится успешно. Например, буква T в аббревиатуре GPT означает Transformer. А это название нейросетевой архитектуры, уже запатентованной Google. ChatGPT давно состоялся как кошмар защитника интеллектуальной собственности. Имеют ли право создатели нейросетей использовать для их обучения любые данные, до которых смогут дотянуться? Вообще-то, у текстов, картинок и прочего контента есть авторы, у которых есть права… А права на создаваемый чат-ботами и генераторами картинок контент кому принадлежит и кто имеет право на нём зарабатывать?

Комментарий эксперта:

"У OpenAI две основные проблемы. Торговый знак “GPT” может быть описательным, потому что это термин в сфере деятельности заявителя (GPT - Generative Pre-trained Transformer), и не обладать различительной способностью. Этот вопрос можно было бы решить, доказав приобретённую различительную способность.

Но тут возникает вторая проблема: если на рынке существует  несколько компаний, которые также используют обозначение "GPT"  для индивидуализации тех же товаров /услуг, то доказать приобретенную различительную способность по отношению к одному конкретному производителю достаточно сложно. Кроме того, в США принята система оппозиций, что предполагает, что  другие компании, которые  также используют данное обозначение  будут  предпринимать действия  для того, чтобы не допустить этой регистрации. Что можно рекомендовать на примере этой ситуации?

  • при выборе названия руководствоваться не только маркетинговыми исследованиями на предмет привлекательности бренда, но и оценивать его с точки зрения возможности регистрации товарного знака;
  • подать заявку на регистрацию до того, как будет раскрыта информация о новом проекте".

Виктория Макарова, патентный поверенный РФ № 1114, заместитель руководителя отдела товарных знаков Онлайн Патента: "Наверное, это справедливо, что создатели генеративных нейросетей сами столкнутся с проблемами, которые они игнорировали, пока те касались кого-то другого. Но для нас важнее практические выводы. Продукты своей интеллектуальной деятельности надо защищать как можно оперативнее и решительнее. Потому что, затянув дело, можно столкнуться с неожиданными проблемами, которые будут дорого стоить".

Наверное, это справедливо, что создатели генеративных нейросетей сами столкнутся с проблемами, которые они игнорировали, пока те касались кого-то другого. Но для нас важнее практические выводы. Продукты своей интеллектуальной деятельности надо защищать как можно оперативнее и решительнее. Потому что, затянув дело, можно столкнуться с неожиданными проблемами, которые будут дорого стоить

Виктория Макарова

Виктория Макарова

патентный поверенный РФ № 1114, заместитель руководителя отдела товарных знаков Онлайн Патента

Фото: techcrunch.com

Оксана Недвигина
175
+1
175
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.