В историю создания новой одежды вписано немало женских имен, которые сегодня вспоминают разве что знатоки моды. Тем временем, ХХ век можно смело назвать расцветом модных брендов: движимые желанием придумывать новые стили, потрясающие воображение, женщины-новаторы открывали модные дома и регистрировали новые бренды. Но не всем так повезло, как той же Коко Шанель.
Разберемся, почему от модных домов подчас остаются руины.
Жермен Эмили Кребс, Аликс Бартон, Мадам Гре
Урождённая Жермен Эмили Кребс изначально работала под именем Аликс, сменив его на Гре после замужества. Выйдя замуж за художника Сергея Черевкова, она открыла свой новый дом моды под брендом «Grès» — анаграммой имени своего мужа (Серж). Её называли «Сфинксом моды» и «Королевой драпировки», а их карьера длилась целых шесть десятилетий.
Скрытная и преданная своему делу, мадам Гре мечтала о карьере скульптора — увлечение стало заметным в моделях ее одежды. В коллекциях можно выделить три основных стиля: классический «греческий» стиль платьев со складками, «этнические» мотивы в простых геометрических моделях, объёмные «скульптурные» пальто и платья.
Во время Войны немецкая армия закрыла ее дом моды после того, как она отказалась создавать утилитарную одежду и демонстративно продолжила придумывать свои фирменные платья в стиле греческих богинь — в цветах французского флага. Упрямая Гре шила платья, на которых внутри были пришиты звезды Давида.
После освобождения Парижа Гре вновь появилась на публике, чтобы укрепить позиции ведущего французского кутюрье своего поколения. Она шила платья для герцогини Виндзорской, Паломы Пикассо, Грейс Келли, Марлен Дитрих и Греты Гарбо.
В дизайне и стиле мадам Гре прослеживается уважение к женщинам. Платья облегали и подчеркивали женскую фигуру, но никогда не были вульгарными. На протяжении всей карьеры её одежда оставалась неизменно элегантной и классической.
Завершила свою карьеру она в конце 1980-х, и последней сшитой ею одеждой было платье, заказанное Юбером де Живанши в 1989 году.
Мадам Гре вдохновила Кристобаля Баленсиагу на открытие собственного дома моды в Париже. Она отказалась нанимать его, так как считала, что он слишком талантлив, чтобы работать на кого-то другого.
В возрасте 69 лет мадам Гре избрали президентом Синдиката высокой моды, который определяет, какие модные дома могут считаться от-кутюр.
После выхода на пенсию основательницы и ряда необдуманных финансовых решений, компания обанкротилась и была продана японской фирме. Другое направление бизнеса — парфюм Гре — сейчас принадлежит швейцарцам.
Мадлен Вионне
Под влиянием грациозных движений Айседоры Дункан Мадлен Вионне начала создавать одежду, подчеркивающую естественную форму женского тела. Вдохновляясь древнегреческим искусством, в котором одежда, казалось, изящно парила вокруг тела, она представила стиль, который скорее обнимал, чем облегал. Считается, что именно Вионне «изобрела» косой крой (техника заключалась в разрезании ткани по диагонали вдоль волокон, благодаря чему она облегала тело и легко двигалась вместе с моделью).
Только в 1990-х годах Джон Гальяно заново открыл технику мадам Вионне и возродил ее для Dior.
В 1920-х годах именно Мадлен и Коко Шанель первыми отошли от жесткой, формальной моды в пользу более изящной и мягкой одежды. Вионне прозвали «королевой косого кроя», но ей не хватало таланта к саморекламе, и в 1940 году она ушла на покой, в то время как Шанель после войны стала еще известнее.
Основанный в 1912 году Vionnet, дом моды закрылся в 1939 году с началом Второй мировой войны.
Бренд Vionnet был возрожден в 1990-х годах Арно де Лумменом и вновь запущен в 2006 году как производитель готовой одежды с Хуссейном Чалаяном в качестве креативного директора, но под новым руководством снова затих. В настоящее время компания принадлежит казахстанской предпринимательнице Гоге Ашкенази. Судьба наследия Мадлен Вионне остается открытой.
Сестры Калло
Сестры Калло — Мари Гербер, Марта Бертран, Режин Теннисон-Шантрель и Жозефина Кримон — стали ведущими модельерами своей эпохи. Компания сестер одна из первых отказалась от корсетов в пользу большей свободы движений, плавных линий и изысканных деталей.
Именно в Callot Soeurs, одном из ведущих домов моды 1910-х и 1920-х годов, кутюрье Мадлен Вионне совершенствовала свою технику в качестве главной швеи. Однажды она сказала: «Без примера Callot Soeurs я бы продолжала шить для Ford. Именно благодаря им я смогла шить для Rolls-Royce».
Другие фото одежды сестер Калло.
К 1920 году, после смерти двух сестер и выхода на пенсию третьей, Мари Калло Гербер стала единолично управлять бизнесом. Когда и ее не стало в 1927 году, Le Figaro написала: «Одна из самых красивых фигур парижского бизнеса в сфере роскоши исчезла». Её сын возглавил компанию, но, как и в случае с Вионне, бизнес тяжело пережил войну, и компания окончательно закрылась в 1952 году. Американский журнал Vogue однажды назвал четырёх сестёр первыми среди тех, кто управляет судьбами женщин и увеличивает доходы Франции.
Люси Дафф Гордон
Люси Кристина, леди Дафф-Гордон, известная на профессиональной арене как Люсиль, стала первым британским дизайнером, получившим международное признание за новаторские модели и умелые навыки в области связей с общественностью. Девушка выжила после гибели «Титаника», оказавшись в спасательной шлюпке №1. Она и ее муж, обвиняемые в подкупе экипажа спасательной шлюпки, давали показания в ходе расследования. Но об этом позже.
Люси писала ежемесячные колонки для Harper’s Bazaar и Good Housekeeping, чтобы продвигать свои коллекции, и использовала возможности для коммерческой рекламы, размещая свое имя на рекламных щитах бюстгальтеров и других предметов роскоши корпорации «Lucile, Ltd.».
Люсиль приписывают организацию первых показов в стиле «подиум», тогда носившем название «парада манекенов».
В моделях Lucile, Ltd., облаченных в востребованное нижнее белье, домашние халаты и вечерние наряды, появлялись актрисы кино и театра 1910-х и 1920-х годов. Магазины Lucile Ltd открывались по всей Европе и Америке.
К 1918 году Lucile Ltd приносил два миллиона долларов дохода ежегодно. Над созданием нарядов, белья и аксессуаров трудилось около двух тысяч человек. Люси стала первой известной бизнес-леди такого уровня.
Переломным моментом в карьере дизайнера стала история чудесного спасения с «Титаника». Шум в прессе насчет «шлюпки миллионеров» притянул суды, обвинения и разрушение репутации. Американские филиалы компании выдержали агонию, но судебное разбирательство с агентом, продающим одежду и аксессуары по договору от имени Люси, а также изменения в структуре предприятия привели к закрытию — в 1922 году дама-кутюрье перестала создавать одежду.
Теа Портер
Теа Портер, родившаяся в Иерусалиме, привнесла ближневосточную эстетику в свою линию одежды, которая включала в себя свободные халаты и вечерние платья из шелка, парчи и бархата, украшенные металлической вышивкой и блестками. Она также создавала пышные цыганские юбки, чтобы извлечь выгоду из тренда «хиппи-шик». Её богемный стиль приобрел популярность в 1960-х и 1970-х годах, но к началу 1980-х утратил свою актуальность.
Анри Бендель стал ее первым оптовым клиентом. Дизайнер открыла свой первый магазин в 1971 году в Нью-Йорке, и хотя он закрылся вместе с магазином в Париже, коллекции продавались в нескольких элитных бутиках.
В коллекции Портер были свободные и струящиеся кафтаны, которые понравились таким знаменитостям, как Элизабет Тейлор и Фэй Данауэй. Мужская коллекция Портер получила одобрение Pink Floyd и Элтона Джона и включала расшитые пиджаки и смелые рубашки. Одним из самых знаковых ее творений остается платье-рубашка агабани (стиль вышивки), также называемое «цыганским» платьем.
Компания Thea Porter Decorations Ltd обанкротилась в феврале 1981 года. По словам Тhe Guardian, Портер мало интересовалась маркетингом и в целом плохо разбиралась в бизнесе.
Клэр МакКарделл
Во время Второй мировой войны занятые женщины считали, что платья Клэр МакКарделл удобны, практичны и модны. Универсальноеплатье-халат было изобретено МакКарделл в 1942 году, а платья с косым кроем включали такие практичные детали как боковые карманы и регулируемую талию.
Будучи первопроходцем в создании «американского стиля», МакКарделл создавала модели с узкими юбками-дирндль, балетными трико и эластичными, удобными и доступными по цене тканями, такими как деним и шерстяной трикотаж. От деловых костюмов до спортивной одежды — МакКарделл придумала самые разные образы, но некоторые из них действительно выделялись. Созданный ею в 1950 году серый костюм вошел в коллекцию Национального музея американской истории Смитсоновского института, а дизайнер сшила пару фирменных туфель Capezio.
МакКарделл избегала парижских показов мод, потому что не хотела влияния французского стиля, а прославилась в том числе благодаря платье-рубашке из синего денима.
После смерти МакКарделл в 1958 году от рака в возрасте 52 лет её семья закрыла лейбл, посчитав, что без МакКарделл во главе компании будет невозможно продолжать работу.
Как мы видим, судьба модных домов неразрывно связана с жизнью их основательниц. И не все бренды пережили своих создательниц.