Great Wall Motor (GWM) была основана в 1984 году на заре экономических реформ Дэн Сяопина. В наши дни она занимает восьмое место в Китае среди автопроизводителей. Корпорация продает автомобили с двигателями внутреннего сгорания и электрокары под несколькими брендами, среди которых: HAVAL, WEY, ORA и GWM Pickup. Первый россиянам знаком уже очень хорошо. У GWM более 70 дочерних компаний. Об истории, нынешних показателях и интеллектуальной собственности корпорации — в нашем материале.
История создания
С 1990 года и по настоящее время управлением занимается Вэй Цзяньцзюнь. Компанию изначально основал его дядя — в первые годы своего существования эта была маленькая фирма по ремонту сельскохозтехники. Но со временем было решено наладить полноценное автомобильное производство. Первый внедорожник Beijing BJ212 был похож на наш УАЗ-469.
Вэй Цзяньцзюнь не получил высшего образования и в юности мечтал стать автогонщиком. Однако у него также был талант предпринимателя — он даже уговорил отца открыть компанию по производству запчастей для автомобилей. В GWM он попал после того, как её тогдашний руководитель (собственно, его дядя) разбился в автокатастрофе. Компания набрала множество долгов, нужно было в короткие сроки рассчитаться с кредиторами и выйти на окупаемость. Вэй Цзяньцзюнь справился с этой задачей.
Первой продукцией Great Wall Motor были малотоннажные грузовики. Легковые автомобили стали выпускаться только в 1993 году, причем как минимум их дизайн повторял известные зарубежные бренды, такие как Nissan и Toyota. Как и многие другие автопроизводители из КНР, фирма начинала с разбора, изучения и копирования иномарок.
Автомобили производили без официального разрешения, что привело к остановке производства по требованию правительства в 1994 году. Пришлось взяться за оригинальные разработки. Тем временем Вэй Цзяньцзюнь скупал акции собственного детища. Контрольным пакетом его семья стала владеть в 2001 году. До 2010 года седанов компания не производила, сосредоточившись на грузовиках. Относительно успешным было производство пикапов — в 1998 году Great Wall Motor стала лидером на этом рынке в Поднебесной.
Акции компании начали торговаться на Гонконгской бирже в 2003 году, а на Шанхайской 8 лет спустя. GWM стала одной из первых китайских компаний, которые стали экспортировать свою продукцию за рубеж. В 2006 году фирма стала сотрудничать с Евросоюзом, а в 2009 — с Австралией. Сейчас автомобили Great Wall Motor продаются в более чем 60 странах, включая Индию, Новую Зеландию, страны Северной и Южной Америки.
Технологии и исследования
У GWM есть технологический центр HAVAL, который занимает исследованиями и разработками, производством, тестированием, моделированием и другими функциями. На официальном сайте компания заявляет, что внедрила НИОКР транспортных средств и запчастей, а также значительно повысила эффективность управления интеллектуальной собственностью.
В будущем компания собирается инвестировать 30 миллиардов юаней в создание глобальных научно-исследовательских систем и развитие передовых технологий активной и пассивной безопасности, интеллектуального взаимодействия, автоматического пилотирования и других технологий. У предприятия есть ряд наград в области технологий и инноваций.
Ключевой в компании указывают технологию, которую назвали HI4 (hybrid intelligent, 4WD). Это одна из первых в мире гибридных технологий полного привода с интеллектуальным управлением. По ней фирма создает автомобили-гибриды сразу с тремя источниками питания и двухосевым распределением. В автомобиле предусмотрено 9 режимов управления с интеллектуальной поддержкой, а также использование новых энергетических компонентов.
Также есть разработка Hi4-T для внедорожников. Это параллельная бензиново-электрическая конструкция, которая должна обеспечивать высокую мощность без перерывов. Также в GWM разработали особую структуру корпуса.
В отчете компании за 2022 год указано, что фирма потратила на НИОКР свыше 12 млрд юаней, увеличив за год эту сумму на почти 35%. В целом на НИОКР было потрачено 8,87% операционного дохода.
В 2022 году GWM получила 6 042 патента, что на 62,86% больше, чем за предыдущий период. Сейчас компания занимает первое место среди автопроизводителей Китая по числу патентов. Корпорация также занимает первое место по числу патентов и заявок в области новых энергоэффективных автомобилей.
Перспективы
Продажи автомобилей достигли 1,06 млн единиц. Интересна структура продукции компании — уровень проникновения интеллектуального транспорта превысил 86%, а свыше 15% всех продаж составили автомобили стоимостью более 200 тысяч юаней. Средняя цена стоимости одного автомобиля в целом выросла на 21,47%. Примечательно, что GWM буквально за пару лет завоевала значительную долю российского рынка и наладив собственное производство. Автомобили под маркой HAVAL даже включили в госзакупки.
Источник фото