Сейчас группа компаний «Балтийский лизинг» — одна из ведущих фирм России, занимающихся предоставлением оборудования, спецтехники и транспорта в лизинг. Объем бизнеса по итогам 2023 года оценивается в 144,4 млрд рублей (без НДС). Филиальная сеть — 80 подразделений.
А начинался «Балтийский лизинг» на закате Советского Союза в 1990 году с небольшой фирмы в Ленинграде.
Основатели Владимир Наймарк и Валерий Голощапов в советское время работали в Ленинградском отделении НИИМС Госснаб СССР, которое занималось прокатом техники («это было близкой к лизингу сферой деятельности»). НИИМС Госснаб СССР поставил перед исследователями задачу: проанализировать лучший международный опыт в данной сфере, а также возможность применения иностранных идей на советской основе.
«Сначала полученные результаты не выходили за рамки научных отчетов, но после распада СССР бывшие сотрудники НИИМС решили применить полученные знания на практике», — вспоминал Наймарк. Тем более, что для реализации проекта имелись все основания: инициатива, накопленная научная база и банковская поддержка. Последнюю обеспечивал Голощапов, ставший одним из членов Промышленно-строительного банка. Именно на базе этой финансовой структуры и было создано лизинговое подразделение.
В 1996 году в лизинговой деятельности России произошли серьезные изменения:
- Во-первых, в РФ приехали консультанты из Международной финансовой корпорации, являвшейся частью Всемирного банка. Они помогли создать федеральную нормативную базу, регламентирующую формат функционирования финансовой аренды, а также предоставили долгосрочное финансирование лучшим компаниям этого профиля (включая «Балтийский лизинг»);
- Во-вторых, рассматриваемая нами корпорация получила лицензию на осуществление лизинговой деятельности под номером №0001 от Министерства экономики РФ.
Это простимулировало дальнейшее развитие бизнеса. Корпорация постепенно расширяла перечень услуг и направлений. Если в конце 90-х фирма стала работать с транспортно-логистическими корпорациями, предоставляя в лизинг грузовые автомобили, то уже через несколько лет началось постепенное перепрофилирование — распространение получил лизинг легковушек.
После 2008 года — фирма переформатировалась, сделав акцент на розницу. Как указывали в компании, эта модификация помогла успешно пройти еще и кризис 2014 года, а в 2018 году (когда на рынке было зафиксировано снижение) — бизнес продолжал уверенный рост.
Кому принадлежит «Балтийский лизинг»?
СМИ сообщали, что корпорация в последние годы переходила юридически из Траста в Открытие. И обратно.
В 2018 году Траст передал 79,5% акций корпорации Открытию. В начале 2019 года последний отчитался о почти полной консолидации акций компании. Ъ писал, что в Открытии хотели наладить взаимодействие между Балтийским Лизингом и их компанией «Открытый лизинг».
В 2022 году Траст вернул группу в состав своих активов за 18 млрд рублей.
А уже через год — фирма продала Балтийский лизинг компании Михаила Жарницкого. Как указывали СМИ, пакет акций корпорации был выставлен на продажу за 20,4 млрд рублей. Однако Жарницкий предложил больше — 26,9 млрд.
Следует отметить, что у Жарницкого — это не первая лизинговая компания. Его основной актив — корпорация «Контрол лизинг», который входит в топ-20 фирм подобного профиля по размеру портфеля.
Главным кредитором «Контрол лизинг», указывает FrankMedia, является Сбер (74,9% доли компании находятся в залоге у финансового гиганта).
Эксперты Ъ, анализируя факт покупки Балтийского лизинга, говорили о возможности слияния Сберлизинга и Балтийского лизинга: если эти две фирмы объединятся, то «покупка будет однозначно удачной». Шестилетняя окупаемость проекта оценивалась собеседниками Ъ в 17% годовых. Если Сбер получит еще клиентскую базу и портфель корпорации, то это будет дополнительным фактором окупаемости.
Что касается самого Контрол Лизинга, то там не планируют слияние приобретенного со своими проектами, указывая на то, что бренд корпорации с более чем 30-летней истории будет сохранен. Покупка «Балтийского лизинга» — это шаг к созданию диверсифицированной экосистемы.
«Теперь, работая в рамках своей экосистемы, мы сможем предложить клиентам всех компаний — участников группы комплексное решение: техника + гарантия производителя + сервисный контракт + страхование по сниженным ставкам + финансирование ремонтов + доукомплектование + переоборудование на ГБО», — рассказывал в спецпроекте Forbes первый заместитель генерального директора Арсен Саитгареев.
Какова структура собственности?
Группа компаний «Балтийский лизинг» состоит из нескольких фирм: акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, а также ООО «Балтлиз Технологии» (IT-блок, специализирующийся на программном обеспечении для управления клиентскими отношениями, процессными моделями по управлению потоками заявок, онлайн-платформами для клиентов и сотрудников и так далее).
А что с интеллектуальной собственностью?
Фирме принадлежит несколько товарных знаков (наименование «Балтийский лизинг» в нескольких вариациях, «Балтлиз», «Алтлиз» и «Дело года»).
Также подана заявка в Роспатент на оформление прав на бренд «Балтлиз Технологии».
К сожалению, ни патентов, ни промышленных образцов, ни программ ЭВМ зарегистрировано не было. Вероятно, определенные программы все-таки будут включены со временем в Реестр отечественного ПО ООО «Балтлиз Технологии». Но пока что заявок от нее нет.
В 2025 году группа компаний «Балтийский лизинг» планирует провести IPO.