Особенности регистрации имен собственных в качестве товарных знаков

#Товарные знаки
АН
Анна Чернецова, патентный поверенный РФ

Сегодня все больше предпринимателей изъявляют желание зарегистрировать собственное имя в качестве товарного знака, и особенно актуальным данный вопрос является для той части бизнес-сообщества, которая занимается развитием и продвижением персонального бренда: блогеров, дизайнеров, работников искусства, коучей, лидеров сетевого маркетинга, словом, всех инфлюенсеров современности. 

Теоретически препятствий для осуществления задуманного нет, однако на практике дела обстоят иначе. 

Обладателям распространенных имен собственных стоит обратить особое внимание на п. 1 ст. 1483 Гражданского кодекса, ведь именно на положения данного пункта чаще всего ссылаются эксперты Роспатента, вынося мотивированные решения об отказе в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Формулировка при этом звучит следующим образом: «заявленное обозначение не обладает различительной способностью, так как является распространенным именем собственным на территории России и не способно индивидуализировать услуги заявителя в гражданском обороте». Иными словами, Роспатент (совершенно справедливо!) указывает на то, что в случае регистрации товарного знака, представляющего из себя распространенное имя собственное, средний потребитель не сможет определить, какое именно лицо из всего многообразия тезок производит товары/оказывает услуги под данным брендом. Чем более распространена фамилия, тем более вероятно получение отказа в регистрации. При этом падеж и наличие предлога не влияют на признание обозначения не обладающим различительной способностью: с одинаково высокой долей вероятности получат отказ в регистрации обозначения «Петров», «от Петрова», «by Petrov». 

При этом оценка обозначения на соответствие требованиям п. 1 ст. 1483 ГК РФ производится исходя из восприятия этого обозначения рядовым, средним потребителем соответствующего товара в Российской Федерации - адресатом товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак или испрашивается регистрация товарного знака.

Что же делать в данной ситуации бизнесмену? 

Для начала  — убедиться, что ваше имя действительно является распространенным именем собственным на территории России. Для этого вам потребуется изучить научные исследования в области ономастики.

Дело в том, что с недавнего времени экспертиза Роспатента, делая выводы о распространенности имени собственного на территории нашей страны, стала использовать в качестве базиса для исследования, помимо прочих источников, данные социальных сетей.  При этом достоверность таких данных вызывает сомнение по ряду причин. Во-первых, количественный анализ проводится по всем зарегистрированным пользователям, и в выборку часто попадают жители других государств, указавшие неверный регион проживания или не указавшие его вовсе. Такая выборка дает искаженные данные при вычислении медианных значений. Во-вторых, указанные пользователем при регистрации ФИО и место жительства могут не совпадать с реальными, что также искажает реальную картину данных и не позволяет получить достоверный результат. 

Исследования в области ономастики в данном случае являются более надежным базисом, так как основаны на данных реальной переписи населения, на статистических данных, полученных от государственных органов, в частности, ЗАГСов, а также исторических данных, отраженных в словарях, которые относятся к фамилиям (например, Веселовский С. Б. «Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии»; Унбегаун Б.О. «Русские фамилии»).

Также не следует забывать о том, что вне зависимости от того, насколько распространено ваше имя собственное на территории России, положения пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ четко указывают на то, что тождественные или сходные до степени смешения с именем, псевдонимом (их производными), портретом или факсимиле известных в России лиц обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков без согласия этого лица или его наследников. Иными словами, редкое имя собственное не защищает от ситуации, когда у Вас имеется более известный тезка. В этом случае регистрация товарного знака возможна только с его согласия или согласия его наследников и только в том случае, если обозначение не будет вводить потребителя в заблуждение относительно производителя товаров/услуг. 

Известные люди, чьи фамилии хорошо знакомы потребителю, довольно легко регистрируют их в качестве товарных знаков. Например, «именные» товарные знаки есть у Насти Ивлеевой (№705434), Алсу, (№471613), Максима Галкина (№436921), Веры Брежневой (№786979).

Не могут быть зарегистрированы без разрешения компетентных органов фамильные обозначения, ставшие культурным и историческим достоянием Российской Федерации. Это, прежде всего, фамилии известных писателей, музыкантов, актеров, а также исторических личностей.

При этом при применении пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ устанавливается ассоциативная связь между конкретной фамилией и конкретными товарами. Например, в деле № СИП-59/2020, в котором истец  — сербская компания требовал аннулировать товарный знак №650209 Rasadnik TOPALOVIC Lipolist, указывая на то, что питомник «Братья Топалович» («Rasadnik Braca Topalovic») является известным питомником плодовых культур Сербии, продукция которого известна во всем мире, в том числе в Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам не нашел подтверждения тому, что российский потребитель знает о существовании сербского питомника и ассоциирует товары, маркируемые спорным товарным знаком, не с именем правообладателя, а с иным лицом, в том числе с сербской компанией-истцом.

А что же делать тем, у кого не имеется звездного тезки, но имя собственное является довольно распространенным? Согласно п. 2.3. Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утв. приказом Роспатента от 23.03.01 №39, регистрация в качестве товарных знаков фамилий, не воспроизводящих известные фамилии и псевдонимы известных лиц, может быть произведена, если обозначение, состоящее из фамилии или включающее фамилию, обладает различительной способностью и не способно ввести в заблуждение потребителя относительно производителя. 

В этом случае сильным аргументом в защиту заявленного обозначения будет являться факт приобретения обозначением различительной способности в результате его использования. Проще говоря, нужно будет доказать, что имя собственное в результате его использования стало хорошо знакомо потребителю. Такая возможность предусмотрена пп. 1) п. 1.1 ст. 1483 Гражданского кодекса, которая позволяет заявителю зарегистрировать имя собственное в качестве товарного знака, даже если оно является распространенным. Для этого заявителю необходимо предоставить в Роспатент внушительный пакет документов. Это могут быть:

  • маркетинговые данные, например, в виде справок, содержащих данные об объемах продаж/производства товаров/услуг, маркированных заявленным обозначением;
  • данные о территориях реализации товаров/услуг, маркированных заявленным обозначением;
  • рекламные контракты и справки о затратах на рекламу заявленного обозначения;
  • длительность использования заявленного обозначения;
  • публикации в СМИ, в которых фигурирует заявленное обозначение;
  • материалы с выставок, презентаций, благотворительных, спонсорских мероприятий, где использовалось заявленное обозначение;
  • сведения о степени информированности потребителей, например, результаты социологических опросов.

При этом Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что доказывание приобретенной различительной способности лежит непосредственно на самом заявителе (см. решение Суда по интеллектуальным правам от 4 июля 2017 г. по делу № СИП-134/2017), поэтому одних маркетинговых и рекламных материалов будет недостаточно  — необходимо убедительно доказать связь заявленного обозначения, присутствующего в указанных материалах и непосредственно самого заявителя. В этой связи указанные материалы целесообразно предоставлять в Роспатент вместе с договорами на размещение рекламы с использованием заявленного обозначения, с указанием рекламного охвата и территории размещения; с договорами с контрагентами, такими как типографии, дизайнерские бюро, маркетинговые агентства и компании по изготовлению сувенирной продукции, на которую нанесено заявленное обозначение. При этом важно отметить, что необходимо предоставить не только сами договоры, но и доказательства исполнения оных (счета-фактуры, чеки, акты сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг), поскольку факт заключения договоров сам по себе не может служить доказательством производства товаров или оказания услуг под заявленным обозначением. Данная позиция озвучена в решении Суда по интеллектуальным правам по делу певицы Ханны против ИП Маметова И.А. (дело № СИП-858/2018).

Фото: Flickr

Список указанных документов не является исчерпывающим. Подойдут любые материалы, убедительно доказывающие возникающую у потребителя ассоциативную связь заявленного обозначения с заявителем.

Как повысить шансы на регистрацию товарного знака?

  • Усилить различительную способность, а, следовательно, и повысить шансы на регистрацию знака, можно, используя имя в сочетании с фамилией. Примеры таких обозначений: Дмитрий Федоров (№780291), Артемий Попов (№785691).
  • Усиливают различительную способность обозначения его выполнение в оригинальной графической манере (авторский шрифт, оригинальное цветовое исполнение), наличие в нем изобразительных элементов. Примеры таких обозначений: Victor Morozov (№787808), Юлия Николаева (№584774).
  • Превратить фамилию в фантазийное слово путем добавления окончания -ОФФ, -OFF, -Ъ. Примеры таких обозначений: Nemiroff (№344372), Kerimoff (№481409), Tinkoff/Тинькофф (№767582), Морозовъ (№196803).

Также полезным может быть изучение практики Роспатента по регистрации имен собственных в качестве товарного знака, а также судебной практики. Такая практика обширна, в т. ч. в отношении регистрации распространенных имен собственных, приобретших различительную способность в результате длительного использования.  

Заглавное фото: Flickr

Анна Чернецова, патентный поверенный РФ
Онлайн Патент
#Товарные знаки
Спасибо! Мы перезвоним вам в ближайшее время!