В сентябре 1946 года в Болгарии официально установлен социалистический строй. Страной стала руководить Болгарская коммунистическая партия и Болгарский земледельческий народный союз. Новые власти тут же провели реформы по образцу СССР, создав на территории государства сразу несколько крупных предприятий. Эти госкомпании получили доступ на весь рынок социалистических стран Европы.
Джинсы марки «Рила»
Пожалуй, это самая популярная марка одежды из Болгарии, которая активно продавалась в Советском Союзе. «Рила» не относилась к статусным вещам: топовыми признавались «ливайсы», «монтаны», «ли» и даже индийские «ависы».
В народе ходила присказка: «Те, кто носит «Рила», похож всегда на крокодила». Однако (даже при таком высмеивании) многие советские люди именно недорогую (15-30 рублей) «Рилу» ассоциировали с Западом. Основная причина критики, обрушившаяся на марку, — некачественная ткань, несопоставимая с аналогами из капиталистических стран.
Кстати, наследники фирмы зарегистрировали уже в России одноименный товарный знак в 1998 году, однако продлевать его не стали. Видимо, эпоха этих джинсов ушла вместа с социализмом.
Табак
Болгария в основном поставляла в СССР свои знаменитые сигареты. Этих марок было много: «Булгартабак», «Шипка», «Родопи», «Опал», «Стюардесса», «Ту-134».
Упомянутый «Булгартабак» отгружал на рынок СССР в год от 60 до 70 млрд сигарет. Пачка стоила в СССР около 50-60 копеек и считалась элитной (хотя в народе сигареты этой марки называли «бычками тротуарными»). Все остальные болгарские бренды были относительно дешевы: в пределах 20-40 копеек.
После распада Советского Союза, к сожалению, практически у всех этих марок начались финансовые проблемы.
В 1993 году в России ввели заградительные пошлины на болгарские сигареты, импортеры отказались их завозить, доля иностранного производителя на рынке снизилась до 1%.
В начале 2010-х российский банк ВТБ вошел в капитал «Булгартабака», который в то время еще сохранял долю на болгарском рынке. Бизнес успешно развивался, хотя были и определенные юридические споры с конкурентами по поводу прав на сопряженные бренды.
В 2014 году ВТБ продал свою долю. С 2016 — информации о «Булгартабак» в СМИ практически не размещалась. Портал «Пикабу» указывал в 2020 году, что холдинг продолжает успешно существовать исключительно в Болгарии, контролируя до 90% национального рынка. Государство мечтает о приватизации фабрик, производящих сигареты, но дело не движется: западные инвесторы опасаются вкладывать столь значительные инвестиции в проект. Товарные знаки «Булгартабак», «Шипка», «Родопи» все еще действуют на территории России.
Алкоголь
Болгары активно поставляли на рынок Советского Союза и различные алкогольные напитки. Наиболее популярным считались бренди «Слинчев Бряг» и «Плиска».
Потребители, вспоминая вкус этих напитков, постоянно спорили: одни считали их вполне приличными, другие — относились критично (хотя стоимость бутылки была отнюдь не демократичной — около 8 рублей в конце 70-х).
Поэт Вадим Шефнер косвенно воспел один из вариантов алкоголя в своем стихотворении:
«Счастье близко, счастье близко
Есть коньяк болгарский Плиска
Если к другу чувства пылки
Выбей чек на три бутылки».
В 90-е, пишут «Известия», репутация «Слинчев Бряг» была сильно испорчена: в России этот бренд стали подделывать чуть ли не в промышленных масштабах.
Отметим, что в самой Болгарии изготовление как натурального «Слинчев Бряга», так и «Плиски» не остановилось после крушения социалистического лагеря. Только продают его в основном туристам из России и республик бывшего СССР, сами болгары относятся настороженно к предлагаемым бутылкам.
Музыкальные пластинки
В Болгарии была создана целая сфера звукозаписи: матрицы с 50-х годов записывались в студии радио «София», пластинки активно штамповались на заводе имени Ворошилова. В 1952 году производство грампластинок объединили в одном предприятии, получившем название «Балкантон».
Именно эта фирма и поставляла свою продукцию как на рынок социалистической Болгарии, так и стран СССР и СЭВ. Ассортимент был большой: в 1985 выходит альбом Elvis, в 1979 — The Beatles, в 1981 — Владимир Высоцкий, в 1984 — Gianni Morandi (да, тот самый, на концерт которого так стремилась главная героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная»).
После распада социалистического лагеря у фирмы начались экономические проблемы. Сейчас продукция компании в Болгарии практически нигде не продается.
Автомобили
Болгария была известна своими машинами.
Завод «Чавдар», созданный еще в 20-е годы XX века, производил троллейбусы и автобусы. Предприятие Balkan в союзе с итальянским автоконцерном сделали настоящий хит Pirin Fiat (в СССР эта машина продавалась как ВАЗ-2101). Бренд Super Goelette, запущенный в производство в 1965 году, использовался для именования не только легких грузовиков, но и фургонов, рефрижераторов. Примерно в это же время завод «Мадара», зарегистрировав свою собственную торговую марку, производил на территории Болгарии грузовики.
Где продавали импортные товары из Болгарии в Москве?
В советской столице торговля шла по двум адресам: в универмагах «Варна» и «София».
«Варна» работала на Ленинском проспекте и засветилась в фильме «Я шагаю по Москве» (знаменитый телефонный эпизод «Ты меня любишь? Что «да»? «Да» — да, или «да» — нет?»). В «Варне», вспоминают современники, продавали сливовицу и бренди, а также лукум, бастурму и импортные консервы.
Что касается универмага «София», то он находился на улица Большая Полянка. Люди рассказывают, что только там можно было купить пасту «Поморин», сигареты «Родопи», а на полочках стояли духи в деревянных флакончиках. Татьяна Толстая в одном из своих рассказов пишет, что «София» торговала еще каким-то кошмарным розовым маслом, от которого болела голова, «как у булгаковского Понтия Пилата».