Главное

Исчезнувшие бренды социалистической Польши

МС
Максим Смоляров
Исчезнувшие бренды социалистической Польши

Советскому обывателю социалистическая Польша была знакома по многочисленным (в отличие от других стран Совета экономической взаимопомощи) фильмам. По центральному телевидению с конца 60-х выходил сериал «Четыре танкиста и собака», а также популярнейший «Кабачок «13 стульев», в котором играли известные советские актеры (Ольга Аросева, Михаил Державин, Спартак Мишулин). Свободный дух этих кинопроектов, возможно, способствовал коммерческому успеху предлагаемой Польшей продукцией, поставляемой на рынок СССР.

А чем торговала Польша в то время?

«Ванда». Под этим брендом в Советском Союзе работали специализированные польские магазины, в которых любая женщины могли приобрести лучшую зарубежную косметику.

Вот так жители Ленинграда описывали появление первой торговой точки подобного типа на Невском проспекте, 111: «Красивым в новом магазине было все: и зеленая форма на симпатичных продавщицах, которые, кстати, прошли подготовку у польских специалистов, и со вкусом оформленные прилавки. Но главное — это … польская косметика фирмы «Поллена». Всего в ассортименте насчитывалось 49 наименований: средства по уходу за волосами, кожей, декоративная косметика и, конечно, духи «Бычь може» — любимый зарубежный аромат советских женщин».

Кстати, история создания «Быть может» — это отдельный сюжет, о котором стоит рассказать особо. В 1955 году, указывает портал Shoppingzone, в Польшу приехал советский эстрадный оркестр под управлением Эдди Рознера. Солисткой группы была Капиталина Лазаренко. Именно для нее Рознер и написал песню под названием «Может быть».

Композиция рассказывала о счастливой любви исполнительницы к парнишке, у которого достоинств особых нет:

«… Вечно занят, вечно с книжкой,

Не по-модному одет.

Не скажу, что он курносый —

только вздёрнут нос едва.

Не скажу, что непричесан —

Но вихор торчит всегда.

Может быть, он некрасивый — может быть,

Может, слишком молчаливый — может быть,

Говорят, не те манеры — может быть,

Есть получше кавалеры — может быть».

Песня понравилась, как рассказывают историки, дружественной Польше. И они выпустили под маркой «Быть может» свои духи.

Стоил цветочно-шипровый запах 1,5 рубля. Но воспоминания о нем были самыми позитивными. Маленькая бутылочка, напоминающая амфору или изгиб женского тела, прикрытая сверху золотой крышечкой, — вот мечта всех модниц того времени.

Современники говорят, что не только «Быть может» пополнял запасы косметики после зарплаты. Некоторые женщины предпочитали тратиться на более дорогие духи — «Пани Валевская». 

Этот аромат был назван в память о 20-летней польской красавице Марии Валевской, которая в начале XIX века была любовницей 38-летнего Наполеона Бонапарта.

Сами духи, кстати, тоже стали легендой. В 70-80-х синий флакон «Пани Валевска» был дорогостоящей реликвией за 7 рублей. Представительниц прекрасного пола привлекал аромат парфюма: жасмин, ландыши, роза, богатый шлейф и благородная горечь.

Кстати, духи «Пани Валевска» выпускаются до сих пор, но в России былой популярности не имеют.

Одежда

Наиболее известными стали джинсы «Одра». Считались неубиваемыми: порвать их было совершенно невозможно. Ткань такого качества, что в мороз становилась буквально колом. Некоторые жестоко дразнили тех, кто носил эту одежду: «в джинсах «Одра» таскают мусорные ведра». 

Если же джинсовая одежда такого фасона не устраивала, то купить что-то иное польское можно было у фарцовщиков. Современники вспоминают, что перекупщики продавали зарубежные костюмы за 170 рублей.

Дорого? Тогда можно «подписаться» на польский журнал «URODA» (то есть «красота») с новинками моды. Женщины, кстати, так и делали. Они выбирали самые интересные образы, а шили дома из подручных материалов.

Предметы домашнего обихода

«Это мой гарнитур, польский. 830 рублей. И 20 сверху», — кричал полупьяный и разъяренный Лукашин в «Иронии судьбы…».

Польская мебель считалась средним шиком для интеллигенции. Приобрести ее было непросто: сначала — долго копили, потом — «налаживали связи» с нужными людьми и ждали, когда же загаданный гарнитур доедет до нужного места.

Что же в этих громоздких стеллажах было такого особенного?

Гарнитур не только занимал уйму места и закрывал самую неприглядную дырку в обоях, но и демонстрировал уровень жизни хозяев дома. Под стекло серванта всегда ставили фамильные сервизы, хрусталь. Рядом были книжки: в первом ряду — сочинения Ленина, Горького, Маяковского, ну а во втором — более известные, но менее статусные с социалистической точки зрения писатели, — например, тот же Пастернак или Самойлов.

Автомобильная промышленность

Польша (в отличие от других государств соцлагеря) успешно конструировала собственные автомобильные марки. Они преимущественно использовались внутри страны и практически не поставлялись на экспорт (за некоторыми исключениями).

Перечислим некоторые из них:

  • Fabryka Samochodow Osobowych S.A — завод выпускал лицензионные версии автомобилей других государств: сначала — польскую вариацию советской «Победы», затем — линейки седанов, универсалов и пикапов;
  • FSD — предприятие изначально выпускало автомобильные кузова, а в 1957 — стало заниматься микроавтобусами разных типов. Некоторые из моделей встречались и на дорогах СССР — например, 521 образец 1968 года с кузовом полукапотной компоновки (Nysa 521/522);
  • FSC (Fabryka Samochodow Ciezarowych) — фирма начала свою работу в начале 60-х. Занимались созданием легкого развозного автомобиля. Наиболее известная марка — «Жук», которая поставлялась во все страны СЭВ;
  • Star — автомобильный концерн, выпускавший исключительно грузовики (и полностью — комплектующие к ним).

Большинство из этих компаний в 90-е либо разорились, либо стали активно взаимодействовать с более успешными коммерческими структурами западноевропейских государств.

И еще немного, но теперь про… алкоголь.

Водка. Самый популярный российский напиток стал настоящим камнем преткновения между Советским Союзом и Польшей, рассказывал исследователь винного дела Вильям Похлебкин. 

Дело в том, что Варшава обратилась в международные инстанции, прося закрепить за собой бренд «водка» (с польского этот термин означает «маленькая вода»).

Аргументировали поляки свои притязания, ссылаясь на летописи и иные документы XIII столетия. В вышеупомянутых материалах указывалось, что алкоголь в Польше производился из зерновых культур не только в лечебных, но и рекреационных целях. Изначально живительный напиток назывался «оковита» — от латинского «вода жизни». В XIV веке название переменили, придумав слово «wódka». При этом первым документом, в котором появился этот термин, стали судебные акты 1405 года. Уже в 1534 году, как заявлял Стефан Фалимеж, в Польше производилось не менее 72 сортов крепкого алкоголя. 

Юристы из СССР восприняли такое толкование истории в штыки. Они доказывали, что в Москве узнали рецепт водки еще в 1386 году, когда в столицу приехали послы из европейской Генуи. Однако целительная «водичка», привезенная из заморских стран, современников не впечатлила, так как в Чудовом монастыре она была известна уже в 30-е годы XIV века, а в 1440-1480 годах производство крепких напитков вообще было поставлено на поток.

Представители Советского Союза доказывали свою правоту, ссылаясь на… объективные данные по излишкам хлеба! Дело в том, что во второй половине XV века русские монастыри перешли официально на трехпольную систему севооборота, урожайность пшеницы увеличилась, а у духовных лиц возник профицит хлеба. Полезный и питательный продукт направили на винокурение. При этом стандартом определения напитка в качестве водки стал «полугар» (половина объема «хлебного вина» при поджигании сгорала). Условно это соответствовало 38% спиртовой крепости, которая как раз и была нормативно рекомендована как крепость водки.

Международные инстанции, заслушав обе стороны, завершили спор так: экспортный лозунг «Only vodka from Russia is genuine Russian vodka!» остался за Советским Союзом.

МС
Максим Смоляров
1479
+1
1479
Наши каналы

Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.

Лучшие идеи и технологии со всего мира — в вашей почте

Спасибо за подписку! Замечательно, что вы с нами.